0
1851
Газета Регионы России Интернет-версия

09.06.2013 15:55:00

Как создать туристический рай в самой западной точке России

Тэги: калининград, туризм


калининград, туризм

Неопределенность статуса самой западной территории России – Балтийской косы – тормозит ее экономическое развитие. Почти два десятилетия после ухода отсюда авиационного гарнизона ВВС Балтийского флота военные и гражданские власти не могут договориться о совместном управлении и хозяйственном использовании уникального природного уголка в центре Европы.

Коса из-за массового разграбления военного имущества и браконьерства давно превратилась в зону разрухи, хотя власти обещают превратить ее в международный туристический рай. Пока ни пяти калининградским губернаторам, включая последнего – Николая Цуканова, ни шести командующим Балтийским флотом, включая нынешнего – вице-адмирала Виктора Кравчука, не удалось добиться положительного решения от правительства России о передаче косы от Минобороны в региональную собственность.

«Сегодня решить многочисленные проблемы Балтийской косы можно лишь при наличии политической воли Верховного главнокомандующего, – считает председатель комитета по экономической политике и развитии инфраструктуры Калининградской областной Думы Александр Кузнецов. – Министр обороны Сергей Шойгу – ближайший соратник главы государства – является президентом Российского географического общества. Недавно он поставил задачу определить 10 самых красивых мест страны с целью их дальнейшего экономического и туристического развития. У нас в Калининградской области таким местом является Балтийская коса – с ее песчаными пляжами, живописными дюнами и соснами между морем и заливом. Она гораздо красивее, чем объект всемирного наследия ЮНЕСКО – национальный парк Куршская коса. Только выглядит нецивилизованно – заброшенной, с не понятным для обывателя территориальным устройством. Хотя чисто юридически считается территорией Балтийского городского округа. В его состав входят почти 7 000 гектаров суши от Приморской до пограничной заставы «Нормельн», и 15 тысяч гектаров на Калининградском заливе с приморской бухтой и проливом. Когда я был мэром Балтийска, меня даже обвиняли в отсутствии политической бдительности и назвали агентом влияния израильской разведки. Только лишь за то, что убежден: Балтийская коса должна развиваться как международный курорт или иметь статус федерального курорта, как Светлогорск и Зеленоградск. Кстати, на польской стороне полуострова уже есть международный курорт Крыница-Морска».

Корреспонденту «НГ» приходилось бывать на косе и при губернаторствах Юрия Маточкина и Владимира Егорова, и при нынешнем главе региона Николае Цуканова. Приходилось наблюдать, в каких диких условиях живут здесь люди в пяти многоквартирных двухэтажках. Без газа и без горячей воды, канализации, тепловой сети, без современного фельдшерско-акушерского пункта. На кирпичи растаскали мародеры Дом офицеров, столовую, вывезли аэродромные плиты.

Сегодня в поселке Коса, по данным отдела Федеральной миграционной службы Балтийска, официально зарегистрирована почти тысяча человек, не желающих переезжать через пролив на материк. Многим переезжать некуда, они продолжают жить в аварийных домах несуществующей воинской части. Выжить помогают родственники, которые в летний сезон съезжаются на косу со всей России. Некоторые бывшие авиаторы успешно переквалифицировались в рыбных и лесных браконьеров. Подарком для них стал крошечный брошенный островок Насыпной площадью в 300 квадратных метров. Расположен он почти в четверти мили от бывшей немецкой гидрогавани. По оценке ихтиологов, это самый лакомый рыбный участок в Калининградском заливе. Но почему-то Насыпной обозначен только на штурманских картах, но не в плане-схеме генерального развития Балтийска, что висит в рабочем кабинете главного городского архитектора Андрея Кулишкина.

Выходит, что это неучтенная и забытая городскими чиновниками земля. Все подходы к острову как в путину, так и в нерестовый запретный период, обычно перекрыты китайскими сетями или угревыми ловушками – в этом корреспондент «НГ» убеждался лично, организовав совместно с региональными пограничниками и рыбинспекцией четыре экологические экспедиции для изучения туристических возможностей Калининградского и Куршского залива, а так же каналов и рек региона.

Как рассказал «НГ» известный в регионе краевед Авенир Овсянов, Насыпной – рукотворный остров. В Первую Мировую войну на нем располагался пункт управления полетами гидросамолетов. Позже из гидрогавани взлетали летающие лодки с привычным для них курсом на Кенигсбергский аэродром Девау. Его взлетная полоса в 20-е годы прошлого века активно использовалась на пассажирском авиамаршруте Берлин-Кенигсберг-Москва. Как известно из архивов, Сергей Есенин и знаменитая балерина Айседора Дункан, а также Владимир Маяковский часто путешествовали на самолетах по этому маршруту. Сегодня об авиационном прошлом на косе свидетельствуют полуразрушенные старые немецкие ангары. По мнению Овсянова, Балтийская коса должна превратиться в туристическо–рекреационный парк, а не быть, как сейчас, резервацией Минобороны. На ней находится немало исторических культурных памятников и природных достопримечательностей. Не зря бывший гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох построил здесь себе летнюю охотничью резиденцию. О ней нынче напоминает только бетонный фундамент.

«Я также хочу, чтобы Балтийская коса стала особо охраняемой природной территорией», – говорит руководитель областного агентства по охране, воспроизводству животного мира и лесов Александр Соколов. На российской части косы произрастает 2 200 га лесов, где сегодня наблюдается активная миграция из Польши диких кабанов, косуль и даже лосей, переплавляющихся вплавь по заливу в обход нейтральной полосы. Нередко животные выходят прямо к поселку, где их убивают браконьеры. Как подтвердил «НГ» начальник областного управления и охотничьего и лесного хозяйства Вадим Крестинин, именно такой случай произошел в сентябре прошлого года: двое жителей Пионерска приехали поохотиться на Балтийскую косу и застрелили кабана прямо на взлетной полосе бывшего аэродрома, но были задержаны во время переправы на пароме.

Именно расстрел кабана прямо на взлетном поле переполнил чашу терпения Николая Цуканова: 2 декабря прошлого года губернатор издал постановление о необходимости, создания на Балтийской косе особо охраняемой природной территории. Но пока никто из чиновников областного правительства и Калининградского управления Росприроднадзора не может сказать точно, что это будет: заказник или национальный парк. Ведь на косе больше половины земель принадлежат Минобороны, и отсутствует четкое кадастровое размежевание между государственными и частными собственниками.

«Вопрос туристического развития Балтийской косы нужно решать в рамках взаимовыгодного приграничного сотрудничества между Россией и Польшей, в частности, развивать на Вислинском заливе яхтенный туризм, считает калининградский сенатор Николай Власенко. –В Польше так делают во Фронбурге и Крынице-морска. Наши соседи путешествуют через реки и каналы Вармино-Мазурского и Поморских воеводств по всей Европе. Сегодня в распоряжении польских туристических компаний 10 000 яхт. Недавно по поручению Владимира Путина Минрегион утвердил государственную программу развития области до 2020 года. В ней, в туристическом блоке, указанно о необходимости развития международного судоходства на Куршском и Вислинском заливе о необходимости строительства новых пограничных переходов в области. Кроме этого, я уверен, что на Балтийской косе нужно строить больше новых пирсов и причалов для парусных яхт, а не довольствоваться старыми причалами, разбитыми в сорок пятом, при высадке десанта советских войск на полуостров Frische Nehrung. Упрощение визового режима сегодня нужно начинать не только с разработки нормативно–правовых актов, но и с проектирования на Балтийской косе дороги для пешеходного перехода с велодорожкой, чтобы поляки из Крынице-Морска могли без всяких препятствий приехать к нам без виз на чемпионат мира в 2018 году при наличии лишь заграничного паспорта и билета на футбольные матчи. Жаль, что у нас в Калининграде простаивает речной порт и жители региона уже давно забыли о тех временах, когда из областного центра по рекам и каналам можно было на ракете, на подводных крыльях добраться в Балтийск, Ниду и Неман».

«Мы рассчитываем на государственный подход в деле передачи военного имущества в областную собственность, в том числе и на Балтийской косе, со стороны нового руководства Министерства обороны, – признает министр экономики регионального правительства Вадим Амстель. – Этот вопрос после назначения министром обороны Сергея Шойгу начал сдвигаться с мертвой точки. Наконец, начала работать межведомственная комиссия правительства области и Балтийского флота по передаче военного имущества в областную собственность. В начале года военные отдали нам форт Шведской крепости «Западный» на Балтийской косе, прямо у пролива на Южном моле. По словам командующего Балтийским флотом Виктора Кравчука, сейчас в Министерстве обороны оформляются документы на передачу в областную собственность еще 16 военных городков».

Только не постигнет ли их участь старых немецких ангаров на косе, которые еще долгое время будут напоминать о себе как памятники бесхозяйственности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
436
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
479
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
290
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
191

Другие новости