14.02.2007 00:00:00

Карбонадо – пришельцы из космоса

Тэги: карбонадо, бразилия, хаггерти, алмаз

карбонадо, бразилия, хаггерти, алмаз Только два рожденных Сверхновой астероида когда-то столкнулись с нашей планетой – и каждый из них был черным алмазом.

В последнем номере американского журнала Astrophysical Journal Letters вышла статья, авторы которой объявляют доказанным свое давнее подозрение о том, что черные алмазы имеют неземное происхождение.

Самые редкие в мире алмазы – черные. Их добывают только в двух местах на Земле – в Центрально-Африканской Республике и в нескольких соседствующих между собой штатах Бразилии. С 1900 года на алмазных копях нашей планеты было добыто примерно 600 т стандартных бриллиантов, и ни один из них не был черным, если его нашли где-нибудь в другом месте.

Почти все алмазы в момент находки выглядят неказисто, камень и камень, а уж черный алмаз, так тот совсем выглядит словно кусок пористого угля. В середине восемнадцатого столетия он был назван в Бразилии португальским словом «карбонадо» – угольный. Крупные черные алмазы ювелирного качества – большая редкость. Один из самых известных – «Черная Африка» массой в 202 карата. Остальные – полупрозрачные или вообще непрозрачные – из-за своей твердости отправляются на буровые работы.

Подозрение в том, что карбонадо – посланники небес, укрепилось у американских ученых еще два года назад, когда они со своими индийскими коллегами из химико-технологического института штата Хайдебарад провели совместные исследования черных алмазов. Они обнаружили в черных алмазах присутствие таких соединений титана и азота, какие можно найти только в метеоритах.

Но это было только подозрение. Для дальнейшего изучения ученые решили воспользоваться синхротроном Брукхейвенской лаборатории, способным генерировать поток мощного инфракрасного излучения, и обнаружили в черных алмазах присутствие азота и водорода.

«Азот и водород, – утверждает Стивен Хаггерти из Международного университета Флориды, – это микроэлементы, которые однозначно говорят о внеземном происхождении карбонадо».

Эти микроэлементы, считает он, свидетельствуют о том, что черные алмазы, требующие для своего возникновения чрезвычайно высоких температур и давлений, рождаются во время взрыва Сверхновой. Обыкновенные алмазы тоже, как известно, могут появляться при температурах и давлениях, характерных для стокилометровых глубин нашей планеты.

Но черные алмазы куда древнее. И крупнее. По мнению ученых, два, только два рожденных Сверхновой астероида, каждый поперечником примерно в километр, когда-то в незапамятные времена, которые еще предстоит уточнить, столкнулись с нашей планетой – и каждый из них был черным алмазом.

В конце прошлого века люди узнали, что небо золотое, что в космосе гуляют гигантские золотые прииски – опять же в виде астероидов. Мы узнали, что астероид Эрос, знаменитый тем, что на него совершил мягкую посадку космический зонд NEAR, содержит в себе столько золота, что, будь оно наше, мировая экономика мгновенно бы рухнула. Теперь выясняется, что это золото посыпано черными алмазиками километровой величины.

Любопытно, что это открытие совпало по времени с возрастанием интереса к алмазам карбонадо ювелирного качества. Сегодня черные бриллианты в своих коллекциях используют знаменитые ювелирные дома, и поэтому эти камни постепенно вошли в моду.