0
782
Газета Акцент Интернет-версия

10.12.2003 00:00:00

Ленин, Логан и Че Бурашка

Тэги: рынок, искусство, галереи


В Доме культуры МИИТа на стене висел портрет Ленина. Он был сделан из бутылочных стекол, и как-то в юности, зайдя на "интердискотеку", я с радостью подсчитывал предполагаемое количество спиртного, испитого художниками в процессе подготовки этой работы (поскольку "интернациональность" обеспечивали анемичные гэдээровские студентки, а за трезвость отвечал оперотряд, ничего более интересного, чем интеллектуальные глупости, на танцах не было). На прошлой неделе я неожиданно поймал себя за похожим занятием. В новомодной галерее "Страта".

Портрет Ленина в "Страте" был исполнен из разбитых зеркальных стекол. Но не безвестными советскими мастерами бутылки, а лондонским дизайнером Эндрю Логаном. И висел этот портрет не на стене богом забытого ДК, а рядом с шикарной двуспальной кроватью. Такое сочетание искусства и мебели не случайно: собственно, мебель - это основной профиль салона. А Логана предлагают в нагрузку к кроватям и кухням. Изоискусство отвоевало себе нишу в культуре потребления. Его роль - заполнить пространство пустой стены.

"Страта" - одна из многих галерей, которые недавно вышли на рынок современного искусства. За последние два года их число ощутимо выросло: "Галерея одной работы", галерея "WAM", "ЕК АртБюро", галерея "Артгентум"... Галерейное пространство, казалось бы, поделенное еще лет 10 тому назад, начало постепенно и неуклонно расширяться. На исходе нынешней осени этот количественный рост перешел в качественный рывок. На рынок вышла новая галерея "Стелла". Ее роль - заполнять пустые стены дорогими западными работами.

Попытки продавать западное искусство второй половины ХХ века были и раньше. Например, Елена Куприна ("ЕК АртБюро") удачно привозила в Москву небольшие работы Гюнтера Юккера. А Марат Гельман даже пытался продавать Уорхола через интернет. Но по размаху, конечно, ни одна из предыдущих инициатив не может сравниться с попыткой "Стеллы": галерея расположена в одном переулке с резиденцией немецкого посла, внутри - хороший свет, снаружи - парадный вход. Теперь наконец предложение на московском рынке современного искусства выходит на западный уровень. Хотя пока что "Стелла" пытается продавать не современное западное искусство нового века, а музейную классику - Уорхола и проч.

Характерная черта новых галерей - их местоположение. Многие из них тянутся не к романтически обшарпанным подвалам старого центра, а к дипломатическим кварталам и торговым комплексам. Потому что они притягивают другой тип потребителей. Не эксцентричных поклонников радикального искусства, а солидных буржуа (одним из главных достоинств своей новой галереи "Среды" московский антиквар Леонид Шишкин считает лифт, который возносит из подземного гаража прямо к входу в галерею, расположенную в Смоленском пассаже. Новые галереи современного искусства также прежде всего думают об удобстве подъезда). Современное искусство - это отличный товар для общества, в котором слишком много денег и слишком мало способов их потратить. Бутики на московских улицах уже расплодились, как снегири зимой, пробки из одних "Мерседесов" - не редкость, а норма, и чтоб построить причал для яхты, нужно записываться загодя.

Антикварный рынок в России в принципе ограничен. Во-первых, слишком многое сгорело в огне войн и революций. Во-вторых, не так уж много и было произведено внутри страны - все-таки европейская изобразительная традиция в России насчитывает лишь три века. Поэтому спрос на "старину" уже превышает предложение: на всех не хватает, и антиквары мечутся в поисках новых предметов и новых возможностей - торгуют соцреализмом вслед Леониду Шишкину (он, кстати, в ноябре-декабре открыл сразу 2 (!) новые галереи) и анонсируют новые комплексы, которые, оказывается, нечем заполнить (как антикварные ряды "Николай"). Старое искусство ограничено в предложении, поэтому неизбежно продвижение спроса к современности.

Иконы социализма - один из товаров, востребованных на этом новом потребрынке. Смешные рисунки Дамира Муратова про "Че Бурашку" или "Че Паева" размножены на тишотках, которые продаются в галерее "Артгентум" (в "Берлинском доме"). Его живописные работы продавались тут же, рядом с тишотками.

Деньги - это товар. Как писали еще классики марксизма. И они ищут другой товар, чтобы подтвердить свой статус. Современное искусство - лучший из таких товаров. Оно не ограничено в предложении. Оно обладает высоким символическим статусом. А рост цен на этом рынке временами напоминает золотую лихорадку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минпромторг РФ продолжает фиксировать снижение объемов параллельного импорта

Минпромторг РФ продолжает фиксировать снижение объемов параллельного импорта

0
131
В условиях СВО явка избирателей получила политическое значение

В условиях СВО явка избирателей получила политическое значение

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сверхрезультаты губернаторских выборов предстоит корректировать в сторону большей реалистичности

0
416
Жалобы на действия судов поступают снаружи и изнутри

Жалобы на действия судов поступают снаружи и изнутри

Екатерина Трифонова

Граждане ругают бюрократию, сотрудники аппарата – условия своего труда

0
385
В августе КПРФ отдали половину политического эфира

В августе КПРФ отдали половину политического эфира

Иван Родин

ГосТВ показывает электорату партию Зюганова в виде левого филиала власти

0
336

Другие новости