0
2627
Газета Акцент Печатная версия

23.11.2005 00:00:00

Красноармеец вместо короны

Тэги: эрдели, арфа

Знаменитая арфистка, профессор Московской консерватории Ольга Георгиевна Эрдели принадлежит к легендарной музыкальной династии. Ее тетя, Ксения Эрдели, была основательницей русской школы игры на арфе, давала концерты по всей России. Ольга Георгиевна рассказала корреспонденту «НГ» о Ксении Александровне, об истории арфы и о том, с какими трудностями помимо творческих мук сталкивается любая арфистка.

эрдели, арфа Отечественные арфы очень похожи на американские – только отделка победней.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

-Ольга Георгиевна, вы помните свою самую первую арфу?

– Конечно. Это была маленькая французская арфочка Erard. Когда я начала учиться, мне было десять лет. Тогда я была единственным ребенком, который играет на арфе. О! Я выходила в Большой зал – вот такой «шпингалет» в плиссированной юбочке, матросочке. И играла концерт.

– Но сейчас арфисток стало больше?

– Не так чтобы очень. Самое большее – девять человек в классе.

– Чем это объясняется?

– Это очень дорогой, очень трудный инструмент. И очень тяжелый: арфа весит 40–50 килограмм. Попробуйте только прислонить ее к себе. Нелегко! А еще надо играть на струнах, нажимать на педали┘

– А почему практически нет мужчин-арфистов?

– Все-таки это женский инструмент. У меня за все годы преподавания учились всего четыре мальчика. Кстати, многие мужчины, которые обучались игре на арфе, потом становились композиторами и, надо сказать, прекрасно сочиняют для арфы. Дело в том, что те композиторы, у которых только приблизительные представления о технике игры, нередко пишут очень неудобно. Нам приходится мучиться.

– На каких арфах играли в вашей семье?

Длинные ногти и перстни с камнями здесь противопоказаны. – Ксения Александровна Эрдели, моя тетя и мой учитель, играла сначала на французской Erard, а потом, в 1902 году, купила американскую арфу. Erard в том виде, в котором она существует сейчас, появилась в 1815 году. Потом фабрика в Америке Lyon Helly тоже стала выпускать арфы. Та французская, конечно, очень красивая была. Но по сравнению с американкой она проигрывает – и механика хуже, и дерево. Послушайте, какой здесь звучище! (Играет.) Но в начале ХХ века все в основном играли на французских. Ксения Александровна единственная имела возможность купить американку. И за эту арфу она заплатила две тысячи золотом. Это было очень дорого!

– А в советское время играли в основном на ленинградских арфах?

– Заметьте, они появились только в 1948 году, когда на Ленинградской фабрике щипковых инструментов имени Луначарского было организовано производство арф. И Ксения Александровна совершила героический поступок – она отдала им свой инструмент, чтобы его разобрали на части, изучили все устройство и по этому образцу создали советскую арфу.

В комнате были разложены простыни, куда в строгой последовательности выкладывались детали. Все фиксировалось на бумаге. И самым радостным моментом, как рассказывала Ксения Александровна, было то, что потом инструмент удалось собрать обратно.

– Выпуск первой советской арфы, вероятно, был не менее радостным событием┘

– Конечно. Но первая арфа, сделанная на фабрике Луначарского, была очень тяжелая, сплошь белая, с «бараньим рогом». У нее была восьмая педаль, которая управляла демпфером – это специальное приспособление, которое глушило гудение струн. И еще вместо короны ее украшало изображение красноармейца! Потом, конечно, все изменилось. Ленинградские арфы считаются очень хорошими. Очень жаль, что сейчас фабрика закрылась.

– Где же сейчас ваши ученики покупают арфы?

– Когда они учатся, обычно консерватория дает им инструмент. Арфа очень дорого стоит. В среднем около 30 тысяч долларов, а то и больше. Например, одна моя ученица, которая сейчас работает в Мариинском театре, купила арфу за 58 тысяч долларов. А в основном ищут по объявлению, подержанные.

– Но в идеале лучше покупать новую?

За все годы преподавания у Ольги Георгиевны Эрдели учились только четыре юноши-арфиста. – Считается, что да. Но бывают и очень хорошие старые инструменты, с роскошным звуком. Мне арфа досталась по наследству от Ксении Александровны. Практически все записи она на ней сделала. Это американка Lyon Helly, очень красивая: корона, позолота, цветочки. Прекрасная арфа!

Существует очень много фабрик. Кто-то предпочитает одну фирму, кто-то другую, это очень индивидуально. Есть итальянская Salvi, например, – она, с моей точки зрения, хуже по звучанию. Тут сложно что-то советовать, у каждого ведь свои уши.

– Как правильно ухаживать за арфой?

– Как? Пыль вытирать. А так ничего специально мы с ней не делаем. Арфы-то не надо смазывать. А все остальное: замена вилочек, обмотки на педалях, настройка – это все мастер должен делать. Арфа – это же очень сложный механизм. Наш мастер окончил консерваторию, играет в Кремлевском симфоническом оркестре.

– Когда вы ездили на гастроли, как перевозили арфу? Это сложно?

– Сложновато┘ Я столько поездила. На Камчатке была, в Южно-Сахалинске, в Италии, в Арабских Эмиратах, во всей Европе. В поезде берется СВ-купе, для арфы покупается билет, как на человека. Я детально разработала эту систему: как путешествовать с арфой и куда ее крепить в вагоне, чтобы она не упала. А в самолете ее просто кладут на сиденье. Только надо обязательно привязать ремнем. Самое страшное – когда инструмент падает плашмя. Обычно, когда мы ехали на гастроли всем оркестром, с нами отправляли двух рабочих. Они помогали переносить инструменты. Попробуйте, оторвите ее от земли. Что? Не очень получается? А много лет назад у нас был один рабочий, который носил всем арфу. Хороший такой человек, он прямо в консерватории жил.

– Какими качествами должен обладать арфист?

– Ничего специфического нет. Как и любой другой музыкант – талантом в первую очередь.

– Может быть, к рукам предъявляются особые требования?

– Желательно, чтобы были подушечки на пальцах. Есть конечно, и худосочные пальчики – у них поменьше будет звук, не такой богатый. Ни в коем случае нельзя иметь длинные ногти. Как же тогда руку ставить?! Даже так немножко можешь ногтем зацепить – от волнения, например.

А кольца можно носить, я вот, когда играю, их не снимаю. Знаю, многие перестраховываются – у них на руке обручальное только остается, оно не мешает. Вообще кольцо с камешком лучше снять – им как раз можно при игре задеть струну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Вместо валютной "подушки безопасности" стране может понадобиться товарная

Анастасия Башкатова

Отечественная промышленность балансирует между двумя дефицитами – и сырья, и уже произведенной продукции

0
1020
Херсонщина минует стадию народной республики

Херсонщина минует стадию народной республики

Иван Родин

Пророссийские власти украинского региона обещают до конца года сменить государственную приписку без референдума

0
1058
Пацифисты распределились по трем группам риска

Пацифисты распределились по трем группам риска

Дарья Гармоненко

Противников спецоперации выявляют среди любых лидеров общественного мнения

0
979
Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Зеленая повестка не выдерживает энергокризиса

Ольга Соловьева

Недостаток инвестиций в нефтегазовый сектор грозит новым дефицитом предложения

0
813

Другие новости