Новая картина Павла Чухрая «Русская игра» – тоже, как сейчас любят говорить, hommage** классике, на сей раз литературной. Николая нашего Гоголя захотелось ему экранизировать. И экранизировал. Сейчас гоголевско-чухраевские «Игроки» (в версии Чухрая – «Русская игра») на стадии монтажа и тонировки. Объединяют «Русскую игру» и «Двенадцать┘» не только отдельные актерские переклички, но и общая театральная канва. «Игроками» в разное время занимались Сергей Юрский, Роман Виктюк и Олег Меньшиков, но Чухрай, как водится, делает что-то свое┘ Переносит театральное в кинематограф? Есть у него знакомое стремление модернизировать отдаленную, но не ставшую менее актуальной действительность. Отсюда и «охранная грамота» – в любом интервью, где журналист настойчиво хочет прояснить ситуацию с фильмом, Чухрай пускается в размышления о современных политических баталиях. Якобы почти каждый политикан сейчас – «нормальный карточный шулер, не более того». И «Русская игра» – «это своевременность рассказа о таких людях┘». Он беззаветно переписывает Гоголя, смело убегая от первоисточника. Подчас без оглядки. В фильме появляется некий итальянец, он-то и есть свежая струя современности, эдакое олицетворение диалога Россия–Запад, вшитое в уже потрепанный сюжет. Нечуханная, простоволосая душа нараспашку – и ее иностранный коллега, которому не терпится залезть туда да и окончательно обобрать. Фильм тонко играет с национальными стереотипами «бедных» европейцев о русском национальном характере, о том самом, что давно стал притчей во языцех в Старом Свете (да и не только). В назидательно-смешливом тоне рассказывает он, что не стереотипом единым жив человек, особенно в России.
Но не только стремление изменить прошлое сближает два фильма┘ И Михалков, и Чухрай славятся своим изысканным вкусом к подбору исполнителей на женские роли. Один в свое время приглашал сниматься саму Мерил Стрипп, другой сделал немало удивительно красивых открытий – взять хотя бы Алену Бабенко или Евгению Добровольскую. Очередные творения обходятся вообще без женщин. Да и еще один любопытный факт – оба фильма снимаются с участием ведущих телеканалов, за «Двенадцатью┘» стоит Первый канал, за «Игрой» – «Россия». Однако и продюсеры, и сами режиссеры утверждают, что фильмы эти – специально для кинотеатров.
** hommage (фр.) – почтение, дань уважения.