0
755
Газета Архивные материалы Печатная версия

01.09.2008 00:00:00

Победителю ученику от непобеждённого учителя

Тэги: дебют, учитель

Чтобы дебют состоялся, надо, чтобы учителя были хорошие. Имеются, наверное, исключения, но, думается, очень редкие. Мы попросили известных учителей ответить на несколько вопросов, причем обратились не только к тем, кто учит актёров, но и к Елене Греминой, которая «шлёпнула по попке» немало ныне знаменитых драматургов. 1. Помните ли вы свой педагогический/режиссёрский/актёрский дебют? 2. Даёт ли дебют какие-то уроки (художественные, человеческие, психологические) или просто остаётся приятным воспоминанием? 3. Какие яркие дебюты своих учеников (а, может быть, не только) вы запомнили? 4. Гарантирует ли яркий дебют столь же яркое развитие? 5. Существует ли опасность «проглядеть» новое дарование?

Алексей Бородин, народный артист России (РАТИ-ГИТИС)

1. Режиссёрский дебют у меня состоялся, когда я учился на четвёртом курсе ГИТИСа. Мы все тогда очень энергично и активно ездили куда-нибудь, чтобы ставить свои «преддипломы». И я отправился в Орджоникидзе ≈ это теперь Владикавказ ≈ в Русский драматический театр. И там ставил свой первый спектакль ≈ «Золушку», который, конечно, помню очень хорошо. И очень благодарен всем, кто мне помогал: всем артистам и, конечно, прекрасному руководителю театра Зарифе Бритаевой ≈ очень известной тогда в Северной Осетии. Таким был мой режиссёрский дебют. А педагогический┘ Если говорить о самом первом, то он был связан с тем, что, когда я окончил институт, Завадский Юрий Александрович взял меня работать на свой новый ≈ только что набранный ≈ режиссёрский курс. Там я делал большой отрывок по «Физикам» Дюрренматта. Такая была у меня первая педагогическая работа, в которой, кстати, Светлана Врагова ≈ она училась тогда на этом курсе ≈ играла главную роль. И это я очень хорошо помню.

2. Всё это опыт. Дебюты театральные, педагогические сразу взрывают тебя, и ты находишься в самом эпицентре. Это то воспоминание, которое и есть, собственно говоря, первый и, наверное, самый важный опыт.

3. Если говорить о примере, который на виду у всех, то это ≈ Чулпан Хаматова. Она играла Анну Франк в нашем дипломном спектакле. Мы играли его сначала ещё в Учебном театре, но это был ее дебют ≈ очень яркий, внятный, где индивидуальность ее очень ярко проявлялась. Могу вспомнить и других ребят. Например, Николай Рощин ≈ теперь он режиссёр. А на нашем курсе в спектакле «Преступление и наказание», который делала Ольга Дмитриевна Якушкина, он играл Раскольникова ≈ тоже очень яркий был дебют. И кстати, ещё с самого первого курса было понятно, что у него есть настоящий режиссёрский дар, это режиссёрское пространственное воображение. И он очень быстро впитывал в себя всё, что надо было ему, даже и на актёрском факультете.

В том же «Дневнике Анны Франк», например, Коля Рощин ставил свет, а Ваня Волков, который тоже учился на этом курсе, писал музыку и делал музыкальное оформление. И там же на этом курсе у нас был интересный спектакль «Мораль Пани Дульской», который ставила Елена Михайловна Долгина, и в нем Миша Полицеймако очень здорово играл Збышко.

Много было ярких дебютов ≈ почти каждый. Это я взял только один курс, а их ведь было несколько. И каждый из студентов помнится очень хорошо.

4. У меня есть несколько примеров, когда всё очень ярко начиналось, а потом как-то затихало. Очень важно, чтобы тут же был следующий, второй шаг. А потом ≈ третий, четвертый┘ Нельзя останавливаться. Как только начинает человек думать, что он что-то уже из себя представил, то в этот же момент он заканчивается. Причём второй шаг, конечно, и от режиссёра тоже зависит ≈ ведь актёрская судьба очень зависима. Но всё дело в том, что я абсолютно уверен, что очень многое идёт от воли студента, выпускника и потом актёра. Потому что воля, вообще, самое главное в нашей профессии.

Елена Гремина, драматург, член жюри литературной премии «Дебюты», член худсовета фестиваля молодой драматургии «Любимовка»

1, 2. У меня, как у многих авторов моего поколения, все было «медленно и неправильно», по цитате из Ерофеева. «Обещанного три года ждут», ну а мне в своё время больше десяти лет как-то не везло, казалось, вот-вот выйдет спектакль, состоится профессиональный дебют, но что-то всё время мешало. Первый раз я написала пьесу «Миф о Светлане» вместе с моей одноклассницей Вероникой Долиной. И пьеса эта как-то быстро попала к Зиновию Яковлевичу Корогодскому┘ И он на третий день позвонил (все авторы знают – так бывает редко)! Но┘ Официальной премьеры так и не состоялось, так как пьеса была не «залитована», то есть не допущена Министерством культуры к постановке. Потом Корогодский заказал нам с Вероникой пьесу про Макаренко. Мы как-то всё ловко придумали, интересный очень материал оказался, но тут Корогодского отстранили от руководства Ленинградским ТЮЗом. В третий раз Сергей Юрский репетировал мою пьесу «Колесо фортуны» в Театре им. Моссовета, но спектакль так и не вышел.

А случилось всё, когда стало всё равно – выйдет ли пьеса, поставят ли, напечатают ли┘ Вдруг в один год – 13 премьер по двум пьесам! В Театре им. Пушкина вышел спектакль «Русское затмение» по моей пьесе «Дело корнета О-ва». Там, кстати, дебютировал актёр, а ныне и известный режиссёр Евгений Писарев. И в этот же год во МХАТе режиссёр Вячеслав Долгачёв поставил спектакль по моей пьесе «За зеркалом», в главной роли – Галина Вишневская┘ Кстати, у нее тоже как у драматической актрисы был дебют!

3, 4. В 96-м году на семинаре во МХАТе, который проводил Владимир Гуркин, ко мне подошел молодой парень и попросил разрешение поставить мою пьесу «Сахалинская жена». Это была первая встреча с теми, кто моложе, с новым, следующим поколением. Раньше я всё время была моложе своих режиссёров, а тут какой-то юноша подходит! Я думаю: у меня серьёзная пьеса, и что этот малолетка может понимать в этой истории?.. Это был режиссёр Гарольд Стрелков, и в результате его спектакль стал моим любимым. Это был целый букет дебютов: режиссёр Гарольд Стрелков, актёры Инга Оболдина (она тогда приз получила за лучший дебют), Елена Морозова, Илья Любимов. Я очень горжусь, что именно в моей пьесе они все дебютировали.

Про дебюты драматургов... Мне запомнился ≈ как чудесная история ≈ дебют Оли Мухиной. Компания актёров из Мастерской Петра Фоменко приехала к кому-то в гости на фестиваль в Любимовку и случайно они прочли Олину пьесу «Таня-Таня». Потом прочли её на фестивале, с успехом, и она очень быстро была поставлена у них в театре. Затем поставили её же пьесу «Ю». Это реальная история успеха.

«Пластилин» по пьесе Василия Сигарева┘ Шесть режиссёров прочли пьесу и отказались делать читку на Любимовке: «Жесть, чернуха┘» А Кирилл Серебренников только-только тогда приехал из Ростова, он взял пьесу Сигарева, прочел┘ И вот, сперва потрясающую читку сделал, а потом знаковый спектакль поставил в Центре Казанцева и Рощина. И ещё одна «дебютная» история на фестивале «Любимовка». Пьесу нынешних знаменитостей, братьев Пресняковых, «Половое покрытие» никто не брал, чтобы сделать читку. Еле-еле нашёлся режиссёр. Вообще нередко режиссёры чураются чересчур сильных и новаторских пьес. А уже на следующий год Серебренников делал читку «Европы-Азии», а сами авторы читали начало пьесы «Изображая жертву», то, что через пять лет стало кинохитом┘

5. На конкурсе «Любимовка» мы решили, что лучшей гарантией от ошибки будет правило, чтобы все члены жюри прочитывали всё. Не существует каких-то первичных отборщиков. Вообще вопрос экспертизы – больной вопрос нынешнего времени. Люди трудно читают, трудно понимают: что это? Зачем? Для эксперта нужен какой-то особый талант, чутьё к шифру времени. Не каждый может, прочитав неизвестную пьесу, сказать: «Это круто┘ Это ярко┘ А это плохо┘ А вот это будет иметь успех, но только через несколько лет┘» Проблема в том, что время так быстро меняется, и нет четких критериев, что хорошо, а что плохо. Вчерашний андеграунд сегодня уже обретает черты мейнстрима. А мейнстрим соскальзывает в треш┘ Как выглядит театр будущего? Не знает никто. Могу сказать, что «Любимовке» везёт – арт-директор фестиваля Елена Ковальская и наш ведущий отборщик Кристина Матвиенко – две реальные звезды экспертизы.

Владимир Иванов, народный артист России (Высшее театральное училище им. Б.Щукина)

1, 2. Педагогический дебют помню очень хорошо. Это был курс Анатолия Ивановича Борисова, где я и пытался сделать свой первый отрывок. Доделать его до конца я не смог ≈ начались гастроли театра, и я вынужден был уехать, так что Анатолий Борисов заканчивал его за меня. Но я очень благодарен этой работе, потому что понял тогда, что если этим делом заниматься серьёзно, то им надо серьёзно и заниматься. Нельзя прибежать на свободные пятнадцать минут и побежать дальше. Поэтому через какое-то время я заново начал свою педагогическую деятельность в училище с самых азов. Начал со школы, с первого курса. Очень подробно и достаточно долго пытался заниматься именно педагогической деятельностью, а не тем ощущением, что я теперь всё знаю и буду другим рассказывать, как нужно.

Мне кажется, что одно из самых главных качеств дебюта, первого вхождения в профессию то, что в результате (если, конечно, дебют не просто фиксирует какое-то достижение) человек понимает что-то очень существенное в том, что он делает, чем он занимается. Вот это я тогда очень хорошо понял. Может быть, сформулировал это для себя значительно позже, но почувствовал именно тогда – благодаря своему педагогическому дебюту.

3. Дебюты моих студентов, которые из училища попадают в Вахтанговский театр, мне трудно оценить. Поскольку и этот переход, и эти дебюты чаще всего связаны с моим делом. Но я помню очень хорошо дебют актрисы театра «Сатирикон» Лины Варгановой. Она училась на курсе с Машей Ароновой, Аней Дубровской, Нонной Гришаевой, Володей Епифанцевым, Кирой Пироговым – замечательный был курс. И Лина Варганова дебютировала в роли Роксаны в «Сирано де Бержерак». Спектакль ставил Лёня Трушкин, а Сирано играл Константин Аркадьевич Райкин. Это был замечательный дебют. Блистательный. Мало того, что она просто очень хорошо, мощно, сильно и профессионально сыграла Роксану, но она ещё стала и очень достойным партнером Кости, что было очень непросто, потому что человек он мощи актёрской невероятной в этой роли был. Блистателен, интересен, пылок, романтичен, невероятно страстен и темпераментен. Рядом с этим явлением существовать молодой актрисе было чрезвычайно непросто. И к чести Лины Варгановой, она это сделала замечательно. До сих пор помню это ощущение: не просто артист хорошо сыграл, а получилось то, без чего нет истории любви и истории того же Сирано. Было понятно, за что вот этот Сирано, которого играет Костя, может так полюбить эту Роксану, которую играет Лина Варганова. Это было замечательно.

4. Бывает по-разному. Бывают блистательные дебюты и потом ≈ тишина и забвение. А бывают неудачные, провальные вещи, но постепенно человек приходит к интересным и существенным для себя и для дела, которым он занимается, результатам. Здесь нет никакого правила, и это связано с очень многим. Во-первых, как мне кажется, у каждого свой путь. Обязательно. В творчестве, в профессии. Но многое еще связано и с обстоятельствами. В актерской профессии тем более. Актёр ведь очень зависим от обстоятельств, поскольку это, как известно, самая зависимая профессия на свете. Профессия, которая зависит буквально от всего. От материала, от людей, с которыми работаешь, от твоего сегодняшнего отношения к себе самому; к тому, что ты делаешь, и так далее. Так что успех дебюта ничего не гарантирует. Скажу так: бывает и так, что яркое начало сменяется блистательным продолжением.

aleksandrit_85

В театр ходила, сколько себя помню. Точнее, меня водили. Детские спектакли, балеты, оперы, оперетта. Потом уже по собственному желанию ≈ драматические спектакли. Что-то нравилось, что-то нет. Но желание ходить в театр не пропадало никогда. Самое яркое детское впечатление ≈ Иуда-Ярёменко в моссоветовском «Иисус Христос ≈ Суперзвезда». Но что такое театральное потрясение, узнала гораздо позже.

В 2005 году. «Три сестры» в Мастерской Петра Фоменко. Третий акт, на сцене горой чемоданы. Выходит Ольга ≈ Галина Тюнина, молча садится спиной к залу и... сидит так 10–15–20 минут. Другие персонажи выходили, говорили, уезжали навсегда, уходили на дуэль, но я смотрела только на эту прямую спину, отражавшую всё, и даже больше. До сих пор отчетливо помню тот спектакль и те ощущения ≈ полного непонимания, как можно играть спиной? Без слов, впол- оборота к залу?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Число жертв теракта в центре Багдада возросло до 28

Число жертв теракта в центре Багдада возросло до 28

0
184
Парламент Монголии принял отставку премьер-министра и его кабмина

Парламент Монголии принял отставку премьер-министра и его кабмина

0
198
Внешний долг РФ в 2020 году уменьшился на 21,3 млрд долл.

Внешний долг РФ в 2020 году уменьшился на 21,3 млрд долл.

0
368
Михаил Бабич назначен замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

Михаил Бабич назначен замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

0
245

Другие новости

Загрузка...