0
2821
Газета Воины и Армии Печатная версия

23.01.2018 00:01:00

Азиатский путь в гидроавиации

Китай и Япония теснят традиционных игроков на мировом рынке авиатехники

Александр Манякин

Об авторе: Александр Андреевич Манякин – независимый военный эксперт.

Тэги: гидроавиация, китай, япония


гидроавиация, китай, япония Пекин намерен использовать самолеты-амфибии AG-600 для обеспечения своего господства на Тихом океане. Фото Reuters

Активное использование гидроавиации в военных целях пришлось на первую половину прошлого века. Вплоть до появления эффективных средств противовоздушной обороны гидросамолеты и самолеты-амфибии решали самый широкий круг задач, зачастую внося наибольший вклад в победу в том или ином сражении и даже войне. Однако по мере того, как вставала на ноги реактивная авиация, гидросамолеты и самолеты-амфибии теряли свои преимущества и уступали своим молодым собратьям одну нишу за другой. Впрочем, не стоит забывать, что около 70% поверхности нашей планеты занимает вода, а Мировой океан является не только гигантской транспортной артерией и огромной ареной для морских сражений, но еще и одним из крупнейших источников запасов полезных ископаемых и продовольствия. Вот почему Китай и Япония – одни из ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сформированного вокруг самого большого по площади океана планеты, – в последнее время активно развивают свою гидроавиацию, в том числе и военного назначения.

Японская конструкторская школа гидросамолетостроения имеет давнюю историю и устойчивые и самобытные традиции. В настоящее время созданием самолетов-амфибий в Стране восходящего солнца занята компания ShinMaywa Industries, созданная в 1949 году и ставшая наследницей японской авиастроительной компании Kawanishi Aircraft Company, которая в годы Второй мировой войны являлась одним из мировых лидеров в области создания летающих лодок. Причем после снятия с вооружения самолетов-амфибий US-1/US-1A, последние два из которых отправлены «в отставку» в декабре 2017 года, все надежды японцев на удержание позиций на рынке гидросамолетостроения связаны с амфибией US-2.

Данная машина отличается от предшественников полностью герметичным фюзеляжем (это позволило увеличить высоту полета), модифицированным крылом с кессонными топливными баками, установкой цифровой электродистанционной системы управления и нового навигационного оборудования. В конструкции планера широко применены композиты, а приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», то есть состоит из комплекта многофункциональных цветных дисплеев. Первый полет самолет выполнил 18 декабря 2003 года, а первая серийная машина поступила в войска в феврале 2009 года. На сегодня это единственный в мире гидросамолет, потенциально способный совершать взлет и посадку при волнении до 5 баллов.

По причине законодательного запрета на экспорт высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения долгое время амфибиям ShinMaywa Industries путь на мировой рынок был закрыт. Однако в ноябре 2011 года ситуация кардинально изменилась и компания получила официальное разрешение Министерства обороны Японии на экспорт самолетов-амфибий US-2. И сразу же японская амфибия была выставлена на объявленный ВМС Индии в конце 2010 года тендер на приобретение шести, а затем девяти поисково-спасательных самолетов-амфибий. Конкурентами US-2 в тендере выступили российская амфибия Бе-200 и канадская CL-415. В январе 2014 года было официально объявлено о достижении предварительной договоренности о поставке US-2 в Индию. Кроме того, была достигнута договоренность об участии индийской стороны в разработке версии US-2I под свои требования. ВМС Индии намереваются приобрести 12 самолетов, а общая стоимость контракта, который, правда, пока так и не подписан, – около 1,62 млрд долл.

Возможно, еще одной страной, где US-2 будет конкурировать с Бе-200, станет Индонезия. Впервые ShinMaywa Industries предложила US-2 Индонезии еще в 2012 году. Продажа US-2 неоднократно обсуждалась в ходе последующих визитов официальных лиц Японии в Индонезию, но окончательно вопрос так пока и не решен. Предположительно, Индонезия заинтересована в поставке до шести самолетов. Тем не менее выход ShinMaywa Industries на мировой рынок гидросамолетов можно считать свершившимся фактом, что, безусловно, усложнит продвижение отечественного самолета Бе-200 в странах Юго-Восточной Азии.

В минувшем году взял очередной рекорд в области авиации и Китай, чьи специалисты самостоятельно разработали, построили и подняли в воздух тяжелый самолет-амфибию AG-600 «Цзяолун» («Водяной дракон»), который на сегодня является самой крупной турбовинтовой машиной данного класса в мире.

Официально программа создания AG-600 была начата в 2009 году. Самолет разрабатывался в НИИ специальной техники корпорации AVIC. Первоначально планировалось, что первый прототип поднимется в воздух в 2013 году, а поставки серийных амфибий начнутся в 2014 году. Однако при создании AG-600 китайские специалисты, судя по всему, столкнулись с многочисленными проблемами, что привело к отставанию работ на три-четыре года от первоначально намеченного графика.

Сборка AG-600 осуществляется в Чжухае на авиастроительном заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation объединения China Aviation Industry General Aircraft корпорации AVIC. В общей же сложности в разработке и производстве AG-600 задействовано около 150 институтов и научных центров и 70 предприятий промышленности КНР. Согласно китайским СМИ, на программу AG-600 с 2009 года затрачено уже около 3 млрд юаней.

По своей аэродинамической компоновке китайский «Водяной дракон» подобен японской амфибии US-2. Это моноплан с высоко расположенным крылом, оснащенным развитой механизацией и Т-образным хвостовым оперением. Как и у японской машины, упор при проектировании самолета был сделан на достижение большой дальности полета и высокой мореходности. В состав силовой установки AG-600 вошли четыре китайских турбовинтовых двигателя типа WJ-6 с шестилопастными воздушными винтами JL-4.

Основными задачами новой амфибии ее создатели называют выполнение морских патрульных и поисково-спасательных операций, а также тушение пожаров. По информации разработчиков, в варианте «водяного бомбардировщика» китайский «Водяной дракон» будет способен забирать на глиссировании до 12 т воды за 20 секунд. Согласно приведенным расчетам, на одной заправке топливом AG-600 сможет сбросить на очаги пожара до 371 т воды. В поисково-спасательном варианте AG-600 может принять на борт до 50 пострадавших – на удалении в 1600 км от аэродрома вылета.

Несмотря на столь мирные задачи, поставленные перед AG-600, вероятнее всего, его «ареалом обитания» все же станут спорные островные территории в акватории Южно-Китайского моря. Впрочем, сами создатели амфибии отмечают, что кроме упомянутых выше возможно создание других модификаций, в том числе и военных. А китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» вообще без обиняков назвало самолет «защитником морей, островов и рифов». В китайской прессе отмечается, что новая амфибия, базируясь на китайским острове Хайнань, способна без дозаправки долететь до прибрежных вод малайзийского острова Борнео.

Согласно китайским официальным источникам, уже выдан заказ на 17 «Водяных драконов». Всего же потребности Китая оцениваются в 50 самолетов-амфибий данного типа. При этом планируется достигнуть темпа производства AG-600 на уровне пяти самолетов в месяц.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От разведки до цунами

От разведки до цунами

Александр Храмчихин

Морские беспилотники осваивают новое поприще

0
606
Российские ракетоносцы помогут Китаю

Российские ракетоносцы помогут Китаю

Владимир Карнозов

Су-35 с изготовленными в РФ средствами поражения обеспечат воздушную блокаду Тайваня

0
1631
Москва не может поддержать Дели в территориальном споре с Китаем

Москва не может поддержать Дели в территориальном споре с Китаем

Владимир Скосырев

Индия вынуждена искать помощи у Запада

0
1389
Новый маршрут через Казахстан позволил сократить время контейнерного поезда из Чэнду в Ульяновск

Новый маршрут через Казахстан позволил сократить время контейнерного поезда из Чэнду в Ульяновск

0
790

Другие новости