0
969
Газета Арт Интернет-версия

14.12.2000 00:00:00

Победа готовальни в отдельно взятой спальне

Тэги: архитектура, Айрапетов, Шехтель


Первая книга МАО. Архитектурные интерьеры. - М.: СканРус, 2000, 328 с.

Эта книга - памятник шальной свободе нашего времени. Причем отлили его, что называется, не в гипсе, а в бронзе. На века. Оформление сделали - академичнее некуда: переплет темно-зеленого коленкора, вес - побольше двух кило, изысканная желтая акварельная бумага, на которой консервативным шрифтом набраны монологи архитекторов. И настоящее академическое предисловие академика Швидковского, который ставит творчество МАО в исторический ряд. И вот этот солидный академический пирог начинили совсем не академической начинкой: отвязными интерьерами и отвязными текстами.

Московское архитектурное общество создано в 1998 году. Возраст первого расцвета у архитектора - пятьдесят лет. Так что 30-40-летних маоистов можно считать молодыми архитекторами. Большинство из них сформировалось в 80-е годы - время постмодернизма, когда русские "бумажники" выигрывали мировые конкурсы, а в стилях было возможно все. То есть советским проектированием маоисты не ушиблены, к определенному стилю не привязаны, и тормоза у них - в хорошем смысле - отсутствуют. Потому-то они если и не проходят сквозь стенки, то уж ворочают их в интерьерах, как хотят. Все они мечтают делать архитектуру, как у Гери и Херцога с Де Мероном, и в тех же масштабах. Но мечты о музеях современного искусства приходится втискивать в 200 квадратных метров частного интерьера. И этим нельзя не восхититься. Ну нет на Западе ни у одного человека великой архитектуры в собственном доме. А в России - есть. С изогнутыми стенами и фигурными потолками. (Ловлю себя на мысли, что хотя я и получаю огромное эстетическое удовольствие от созерцания некоторых интерьеров МАО и считаю их хорошей архитектурой, но жить ни в одном из них я не хочу.) В МАО входят пятнадцать архитекторов, все - разные. Есть виртуалы, есть классицисты, есть, пользуясь термином Швидковского, "гармонические модернисты" - это как раз те, которые творят в квартирах свободные лабиринты.

Швидковский постарался нанизать содержание книги на шампур, без которого оно развалилось бы на отдельные талантливые куски. Шампуром этим оказался частный человек. Он недавно появился в России. Фраза из предисловия "строительство частного человека" читается двусмысленно: то ли он строит себе дома, то ли его "строят" (в смысле формируют) архитекторы, воспитывают его вкус своими интерьерами. Короче говоря, они строят друг друга. Роман архитектора и заказчика - это и есть та фишка, которая объединяет не только книгу, но и само общество. Заказчик с большими деньгами и без традиций частного быта - и одаренный архитектор с амбициями нашли друг друга. Ситуация, по сути, уникальная. Скоро она исчезнет. Заказчик перестанет тратить деньги на самовыражение архитектора. А сегодня это возможно. Многие маоисты об этом говорят, откровеннее всех Левон Айрапетов: "Я не рассматриваю интерьер как объем, в котором живет человек. Это его личные проблемы, что он там живет". Остальные члены МАО делают реверансы в сторону своих клиентов, любят их и лелеют. Но все равно сочетание "архитектор-творец" и "заказчик - табула раса" так и прет из текстов и интерьеров.

Речи такие, что зачитаешься. Монологи архитекторов, а иногда даже диалоги с собственным "я", сообщают книге обаяние и оригинальность - всегда ведь интересно сравнить, что люди говорят и что делают. (Книга снабжена большим количеством иллюстраций на мелованной бумаге.) Факт, что архитектор способен производить не только интерьеры, но и тексты, не так обычен, как может показаться. Западные интерьерщики, говоря о своих вещах, ограничиваются в лучшем случае штампами, в худшем - междометиями. Впрочем, тут и сравнивать нельзя. Наши-то делают "архитектурные" интерьеры (как гласит подзаголовок книжки), не опускаются до подушечек и рюшечек. Жанр устной истории, разговорный стиль в сочетании с некоторым пафосом делает эти тексты забавной пародией на академическое издание сталинского времени "Мастера архитектуры об архитектуре". Только там Жолтовский и прочие мэтры изъяснялись высоким слогом о высоком, а здесь про это высокое говорят на сленге, в стиле "треп на кухне".

И до того договариваются... Вот, например, что думают члены МАО о силе искусства и его воздействии на человека. Левон Айрапетов: "Я не понимаю, почему люди слушают Шнитке, а потом приходят домой и чай пьют. Надо бы пойти повеситься, а они чай пьют". Игорь Кочанов: "Продуцирование счастья - труд, который не создается в одночасье". Эдуард Забуга: "Группа "Ноль" - мощная музыка, какой-то шаманизм. Это больше чем правда, слушать страшно. Может быть, то, что я делаю, так же со стороны воспринимается?" Удовольствие, да и только.

Я не уверена, предназначена ли эта книга для обычного интеллигентного читателя. Конечно, маоисты могут дарить ее заказчикам и друзьям-архитекторам. Кроме того, книга может служить своеобразным альбомом достижений, который Карнеги советовал завести всем и заглядывать туда в минуты депрессии. Но, по-моему, книга создавалась для потомков, для будущих историков, которые все прочтут, и поймут, и оценят. Ну, хочется членам МАО стать классиками, застолбить себе место во времени и пространстве (параллельный текст на английском языке предполагает, что книгу будут читать не только в России). Настойчивое желание утвердить свою онтологичность преследовало МАО со дня основания. И создано общество в честь первого МАО начала века - МАО Шехтеля и Щусева. И некоторая ритуальность и архаичность в деятельности общества всегда присутствовали. Например, каждый член МАО имеет право вето, все решения принимаются только единогласно, а в приглашениях на выставки долгое время указывалось, что желателен вечерний гардероб. И линейка, поставленная вертикалью на белой суперобложке, выглядит таинственно и многозначительно - то ли атрибут тайного ордена (рыцарей линейки?), то ли идол, которому поклоняются архитекторы. Довершает дело библейский тон в названии: Первая книга МАО. Звучит как Первая книга Моисея. (Кстати, старое МАО скромно называло свои отчетные книжки ежегодниками и академическими статьями не предваряло.) Нынешнее, судя по названию, не только отсылает к Библии, но и обещает будущее собрание сочинений. Можно отнестись к этому с иронией, но вообще-то МАО - молодцы, что в хаосе интерьерного рынка они себя обозначили, назвали. Это значит, что они в нем уже не потеряются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
657
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
776
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
237
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
907

Другие новости