Все записи
Что общего в случаях с задержанным мальчиком и Серебренниковым
Это только ощущение. Все так напряглись по поводу 10-летнего мальчика, хамски задержанного на Арбате за чтение стихов не просто потому, что это "очередная мерзость". А потому, что все мы, 40+, помним, даже если невнятно, последние годы СССР-КПСС-Горбачева.
Там вот тоже эти 2-3 последних года сопровождались не только потоком запрещенных до этого книг, расцветом либеральных мыслей и прямыми трансляциями заседаний парламента, а ещё вот резко выросшим потоком таких вот идиотских новостей и эпизодов. Как с Серебренниковым, как с мальчиком.
Если кто не помнит, в последний год "силовики" просто озверели - и если до этого в Тбилиси и Сумгаите ещё что-то можно было списать на давно тлеющие конфликты и агрессию со стороны населения, то убийство 13 человек в мирном Вильнюсе и разбой рижского ОМОНа были как раз типичным фоном. Босхианские персонажи типа Алксниса и Умалатовой были ничуть не хуже нынешних Мизулиной с Яровой.
Может, действительно, всплывание таких лиц в эфире - это признак какого-то распада? Но это ощущение, и у меня нет уверенности, что я правильно чувствую.
Что стоит за регулярными встречами Путина и Абэ
Состоявшийся в конце апреля ответный визит премьер-министра Японии в Москву прошел практически незамеченным. Это уже шестнадцатая встреча Владимира Путина и Синдзо Абэ, и четвертая за последний год: регулярность, с которой обычно главы не самых близких государств не встречаются. Однако новости о состоявшемся визите, прозвучавшие из первых уст, носили местами характер, близкий к юмористическому. Например, японский премьер сообщил, что «японцы и российские граждане вместе будут заниматься разведением рыб и морских ежей», «повышать жизненный уровень и удобства проживающих там российских граждан, а также создавать много новых возможностей для японцев, которые смогут приезжать и заниматься там предпринимательством», а в июне в Японии пройдет фестиваль «Русские сезоны». В свою очередь Владимир Путин отметил, что японцы смогут посетить могилы предков на Южных Курилах.
Все остальные анонсированные и обсуждаемые в кулуарах проекты (проект газопровода с Сахалина на Хоккайдо емкостью 20-25 млрд куб. м. газа, проект энергетического моста – подводного кабеля и даже экзотический проект железнодорожного туннеля) остались без своего развития. По проекту мирного договора Владимир Путин обтекаемо заметил, что «конечно, шла речь и о проблеме мирного договора, решение которой должно отвечать стратегическим интересам и России, и Японии и быть принято народами обеих стран» и пообещал продолжить диалог. Ничего примирительного не прозвучало и вокруг проблемы ядерной программы Северной Кореи, угрожающей Японии.
Но смысл этих встреч для российских властей очевиден. Российский бюджет (как и российская экономика в целом) находится в серьезном кризисе: плановый дефицит бюджета на 2017 год – 2.7 трлн рублей, или 3% ВВП. На покрытие такого дефицита будет полностью потрачен Резервный фонд (в 2016 году сократившийся почти в 4 раза), составлявший на 1 апреля всего 912 млрд рублей. Но и этого будет недостаточно – оставшееся придется изымать из Фонда национального благосостояния (ФНБ), который составляет на 1 апреля 4.1 трлн рублей. За месяц суммарный объем фондов сократился на $19 млрд. В условиях, когда европейские и американские рынки закрыты, китайские и ближневосточные правители весьма несговорчивы, естественным путем возникает мысль о третьей экономике мира – Японии. Тем более, что у Японии есть своя заинтересованность в отношениях с Россией, которая находится не в сфере экономики.
Речь идет о судьбе т.н. «северных территорий» – островов Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы островов Хабомаи. Эти территории де-факто вошли в состав СССР после Второй мировой войны, что не признается Японией юридически. В 1956 году СССР подписал с Японией декларацию, содержащую обязательство возврата Шикотана и Хабомаи после подписания мирного договора. Однако уже в 1960 году эту декларацию по сути денонсировали, сославшись на заключенный Японией с США договор о продлении размещения американских военных баз в Японии, хотя в декларации речи об этом не было. Впрочем, в 2004 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия признает декларацию 1956 года.
На северных территориях проживает менее 20 тысяч граждан России, в советские времена было чуть больше. Выплата им более чем достойной компенсации за переезд не составила бы для Японии никакого труда (напомним, абсолютный ВВП Японии превышает $4 трлн, что более чем в три раза превосходит абсолютный ВВП огромной России). Впрочем, японцы не против и того, чтобы эти люди оставались на островах. Разговоры о каких-то богатых залежах нефти и газа в этом районе – ложь. Здесь ничего не разведано (не говоря уже о том, что не идет добычи). Единственная экономическая ценность островов – рыба и морепродукты в территориальных водах. Но эту проблему несложно урегулировать – например, в рамках режима двойного доступа.
Надо сказать, что на аннексию Крыма Япония реагировала весьма осторожно. Поначалу было лишь объявлено о приостановлении консультаций по упрощению визового режима и ряду второстепенных соглашений, затем речь шла о персональных санкциях против второстепенных персонажей из администраций Крыма, «ДНР» и «ЛНР». И лишь в декабре 2014 года Япония объявила о запрете на размещение без специального разрешения долговых обязательств на срок более 90 дней пяти банкам – государственным ВЭБ, ВТБ, Сбербанку, Россельхозбанку и Газпромбанку. По сравнению с другими странами, вводившими санкции, это очень скромный список.
Только в 2015 году Путин и Абэ дважды проводили личные переговоры: в сентябре на полях ГА ООН в Нью-Йорке и в ноябре на полях G20 в Анталье. В 2016 году встречались трижды – в мае в Сочи, в сентябре во Владивостоке и в декабре в Японии. Путин то делал примирительные заявления, то говорил, что «территориями не торгует». Насколько известно, премьер-министру Японии намекают, что Путин может сдержать свое слово, т.е. не продать острова, а отдать их бесплатно, как это произошло в случае с Китаем.
По итогам декабрьского визита Путина в Японию было подписано 68 документов. Большей частью это «мусор» вроде меморандумов о намерениях или ничего не значащих соглашений типа создания российско-японской ассоциации ректоров университетов. Однако Путину удалось подписать несколько важных документов с «живыми» деньгами. Самые важные из них касаются выделения японских кредитов газодобывающей компании «Ямал-СПГ» (госбанком JBIC на $200 млн) и «Газпрому» (на $800 млн консорциумом японских банков во главе с Sumitomo Mitsui), а также формирования совместного инвестиционного фонда РФПИ и японского госбанка JBIC с капиталом до $1 млрд и контрольным пакетом акций у японской стороны. Этот инвестиционный фонд предполагается использовать для финансирования проектов на территории России. Также было заключено соглашение о проработке ТЭО для строительства газопровода с Сахалина на Хоккайдо.
Уже сейчас японцы выделили более 1.5 млрд евро финансирования (точная сумма станет понятна по итогам формирования акционерного капитала инвестфонда). При этом одно из соглашений касается внесенного в японские санкционные списки «Газпромбанка» (вспомним, что санкции действуют в режиме «до особого разрешения»), которому госбанк JBIC выделяет $300 млн и еще на $200 млн кредитов частных банков предоставляет страховое покрытие. Кроме того, была оказана масса и других любезностей, вроде разрешения на ввоз термически обработанного мяса, увеличения сроков действия многократных виз и т.п.
В апреле было объявлено, что объем накопленных японских инвестиций в России растет. В 2015 году этот показатель составил $1.3 млрд, в прошлом — $1.7 млрд. Конечно, это ничто по сравнению с Кипром или Нидерландами, у которых он составляет более $100 млрд, но важно направление развития этих инвестиций – они стабильно растут, в то время как у большинства европейских и оффшорных юрисдикций они стабильно падают.
При этом в декабре было объявлено, что Путин и Абэ «за 40 минут» согласовали текст некоего заявления о совместной экономической деятельности на Курилах. Найти его на сайте Президента России или в иных базах данных официальных документов не удалось, есть только его пересказ на итоговой пресс-конференции. Этот пересказ – как и дальнейшие утверждения японской стороны – поражает как своей неконкретностью, так и совершенной неясностью японского интереса. Что дадут какие-то совместные круизы, сбор водорослей и разведение деликатесного краба? Что мешало заниматься этим ранее? Кстати, безвизовый режим для бывших японских жителей северных территорий и жителей приграничных территорий России и Японии, объявленный Путиным чуть ли не как уступка, на самом деле существует уже давно – об этом говорится в соглашениях 1992 и 1999 гг. Существует соглашение и о рыболовстве у Южных Курил (1998 г.), которое регламентирует возможность его осуществления японцами.
Итоги визита Путина вызвали изрядное раздражение не только у японской оппозиции, но и в правящей партии. Так, генсек ЛДП Тосихиро Никаи заявил о том, что большинство японцев недовольны визитом Путина. Похожие данные опубликовала и японская социология – 54.3% против 38.7% Тем не менее, получивший устойчивое большинство в парламенте по итогам выборов 2014 года Абэ будет править еще минимум два года, и ресурс его популярности, связанный с преодолением экономического спада 2009-2011 гг. и ускорением роста до 1-1.5%, далеко не исчерпан. Гражданам же японские политики могут рассказывать о разведении морских ежей как прологе к возвращению территорий.
Владимир Путин воспользовался принципом, который в свое время провозгласил немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн: «Движение все, конечная цель – ничто». Его устраивает статус-кво и бесконечные переговоры, в ходе которых японцы будут постоянно приносить деньги. При этом уже в 2017 году объявлено о развертывании на Курильских островах тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (вдобавок к уже имеющейся там пулеметно-артиллерийской дивизии). Одновременно, со свойственной российской дипломатии непосредственностью, она протестует против планов размещения в Японии американских противоракетных систем THAAD.
Политика односторонних авансов воспринимается Путиным как слабость. Японии и ее партнерам стоило бы задуматься, насколько реалистичны их планы в принципе. Во-первых, правительство Японии уже не одно десятилетие занимает позицию, согласно которой Японии должны быть возвращены все четыре территории, а не две. Это делает проблематичным как опору на декларацию 1956 г., так и разрешение спора «компромиссным» путем. Во-вторых (и в главных), спор об островах широко известен в России. В отличие от островов на реке Амур, переданных Китаю в 2004-2008 гг., или передачи Норвегии части спорной акватории Баренцева моря в 2010 году, регулярная дипломатическая полемика сыграла с Токио дурную шутку: передача островов Японии нанесет серьезный удар по репутации Путина, причем среди его базового электората, которому рассказывают о необходимости не то что не сокращать ни пяди родной земли, а наоборот – вести завоевательные войны. Думается, что решить территориальный вопрос сможет только новое российское руководство, которое трезво взглянет на карту и осознает, что проблемы России вовсе не в недостатке территории.
Оригинал публикации на сайте
Способны ли депутатские инициативы защитить их самих от народного гнева.
В неутомимую Госдуму членом Совета Федерации, скандально известным Антоном Беляковым внесен законопроект, расширяющий право россиян на самооборону из серии «Мой дом – моя крепость». Как специалист по безопасности сразу могу сказать, что проблема – надуманная. Автор инициативы предлагает не наказывать граждан за причинение вреда здоровью злоумышленников, которые незаконно проникли в их жилище, и не опасаться уголовного преследования, даже если придется убить непрошеного гостя.
В который раз мы сталкиваемся с настоятельными инициативами применять оружие от людей, которые никогда не служили в армии, и слабо представляют проблемы безопасности вообще, но требуют принятия подобного рода законов. Очень печально, что без серьезной аналитики и оценки не только возможных плюсов, но и очевидных минусов, на голых эмоциях наши депутаты и сенаторы, предлагают такие законопроекты. Вдвойне прискорбно, что делают такие «па» законодатели исключительно для собственного пиара – хоть как-то да проявив активность, а не для блага народа.
Проблема самообороны из серии «Мой дом – моя крепость» сегодня в России не стоит в принципе. По профилю своего образования Белякову бы лучше обеспокоится вопросами здравоохранения, которое в России практически отсутствует. Ему неплохо бы вспомнить, что, согласно рейтингу Всемирного экономического форума Россия по уровню расходов на здравоохранение занимает «почетное» 91-е место в мире (между Нигером и Суданом). Причем во многом благодаря депутатам и сенаторам! Вот только инициатив по полученной профессии мы от законодателей сегодня практически не слышим. Наверное, это некая солидарность с нашими чиновниками, которые в основной свой массе тоже «рулят» не на тех направлениях, по которым учились. При этом, когда они сами учились Россия не была на позорном 98-м месте в мире по расходам на образование.
Другое дело, если сенатор пробивает закон о самообороне для того, чтобы сделать крепостью свой собственный дом, боясь, что к нему придут разгневанные избиратели, по его милости нищие и социально незащищенные.
Теракт в Манчестере
Теракт в Манчестере, произошедший накануне вечером, в результате которого погибли более 20 человек и более 50 получили ранения скорее всего совершил смертник, управляемый из местных ячеек ИГИЛ. Об этом свидетельствует почерк представителей «единственно правильной веры и убеждений», направивших в этот раз свой гнев против беззащитных подростков (тинэйджеров).
Во-первых, выбор места "Манчестер-Арена"-крупнейший стадион Великобритании, вмещающий 21 тыс. человек.
Во-вторых, время проведения теракта – аншлаговый концерт американской певицы Арианы Гранде.
В-третьих, технология проведения теракта. Преступникам сложно пронести взрывное устройство на саму арену. Меры безопасности здесь достаточно высоки. А вот на подступах к стадиону устроить взрыв несколько проще. Обратим внимание на то, что теракт был совершен после концерта, когда концентрация людей на выходе с арены максимальна, а бдительность служб безопасности, считающей, что мероприятие (концерт) прошло без эксцессов, несколько притупилась. Именно на момент максимального скопления людей и рассеивания внимания и рассчитывали террористы. Смертник смешался с толпой и произвел взрыв. Не вызывает сомнений, что у него были сообщники.
Этот случай еще раз подчеркивает низкую эффективность технических мер контроля в тех или иных периметрах (на стадионах, в аэропортах, в метро, на ж/д станциях и т.д.). Террористы всегда найдут лазейку обойти технические препятствия и совершить преступление за пределами охраняемого периметра. Тем более, что научно-технический прогресс не стоит на месте, и сегодня известно о работе над новыми типами взрывных устройств, которые нельзя обнаружить существующими техническими средствами.
Усилия по борьбе с терроризмом должны быть в большей степени направлены не на выявление с помощью технических средств уже «заряженного» террориста. Известно много случаев, когда смертники приводят в действие взрывные устройства именно в момент досмотра, когда понимают, что они обнаружены. Главные усилия по борьбе с терроризмом должны быть направлены на раннюю диагностику подготовки терактов, когда появляется первая информация о намерениях. Только такой путь поможет избежать жертв терактов.
Версия о том, что теракт связан с избирательной кампанией к досрочным парламентским выборам в Великобритании
У власти мистическое отношение к Навальному
Прокомментировал сообщение об ограничении массовых акций на время проведения Кубка Конфедераций. Сказал, что ничего политического в этом нет, и оппозиция во время Кубка митинговать не будет. Это действительно стандартная процедура, обусловленная элементарными мерами безопасности.
Потом посмотрел текст указа. Кубок начинается 17 июня, а митинговать фактически запрещено с 1 июня. То есть акция Навального 12 июня подпадает под запрет.
Значит, политика, причем иррациональная. Какое-то мистическое отношение к Навальному, нежелание видеть в нем обычного политика с плюсами и минусами, а не сверхъестественную угрозу, сконструированную в Йельском университете.
Маленькая кровавая банька в американской политике
Для русского человека американская политическая история выглядит немножко смешно. Знаете, как называется самый драматичный эпизод Уотергейтского скандала, самого, в свою очередь, крупного потрясения в их политической системе за двести с лишним лет? "Saturday Night Massacre" - "Кровавая баня в субботний вечер", когда президент Никсон сначала приказал министру юстиции (в Америке он называется "генпрокурор", но это скорее министр) уволить спецпрокурора по Уотергейту, тот отказался и подал в отставку, тогда президент приказал первому заместителю, ставшему и.о., уволить, и тот уже собрался подать в отставку, но не успел, потому что президент его уволил, и только следующий заместитель уволил, наконец, спекцпрокурора... Уволили, а? "Кровавая баня..." У нас в мирные постсталинские времена в один день, бывало, расстреливали больше министров и их заместителей, чем уволили в тот день (например 23 декабря 1953 года). А в сталинские такие дни были не редкостью. Нет, у них кровавая баня, а?
Сегодня все вспоминают эту "кровавую баню" в связи с тем, что президент Трамп уволил директора ФБР Коми, под общим руководством которого проходило расследование связей избирательной кампании Трампа с российскими организациями. (Там, кстати, есть подвижки.) Сравнение с Уотергейтом, конечно, от воспаленного воображения - за двести с лишним лет ни разу не было импичмента (и чего-то близкого) президенту от той же партии, которая контролировала парламент. Если демократы получат большинство в Палате представителей в 2018 году, то, конечно, у них будет мощнейший инструмент в руках (у Конгресса в США огромные возможности по самостоятельному расследованию чего угодно), но это очень большое "если".
Пока суть да дело, хочется перечитать что-нибудь про Уотергейт - у меня тут на полке семь книжек, кажется - от "Войн Уотергейта" Катлера до малохудожественной документалистики Вудварда и Бернштейна. (Стоп, это "Вся президентская рать" малохудожественная, а "Последние дни" - наоборот, поэма в документальной прозе.) Рука тянется, но - все книжки про Уотергейт устарели, потому что во всех них неизвестно, кто был информатором Вудварда и Бернштейна (написание мини-рецензий на книжки, в которых участники событий пытались отгадать кто был "глубокой глоткой" я оставляю на другую жизнь). А нам сейчас известно и Уотергейт, соответственно, выглядит как привычная политическая драма из латиноамериканской жизни - шеф госбезопасности смещает президента... И вот хорошей новой книжки про это нет, а жаль. Сейчас бы почитать, чтобы отвлечься от текущей драмы, маленькой кровавой баньки.