0
2199
Газета Кавказский хребет Интернет-версия

19.11.2002 00:00:00

Поезд из Грозного снова в Москве

Тэги: чечня, дорога, поезд


Грозненская железная дорога ожила. После 3-летнего перерыва по ней возобновилось движение поездов Москва-Грозный. По словам начальника Грозненского участка Северо-Кавказской железной дороги Султана Адуева, уже в этом месяце планируется открытие движения грузовых поездов в Дагестан, Астрахань и по другим направлениям. Из республики в российские регионы будут перевозиться в основном продукты нефтепереработки, а в Чечню - стройматериалы.

Султана Адуева в Чечне прозвали "непотопляемым": мол, при всех президентах остается на месте. Правда, при Масхадове он был переведен из начальников Грозненского участка на пост руководителя железнодорожного департамента. Султан прошел бомбежки, преследования и фильтрационный лагерь. Был не угоден ни сепаратистам, ни федералам. Но несмотря ни на что, продолжал жить своей главной заботой - железной дорогой.

Мы познакомились с Адуевым весной 95-го года, когда вовсю стреляли и каждое утро колонна машин направлялась в Грозный из Червленной-Узловой на восстановление вокзала и железной дороги. Нередко железнодорожники начинали с того, что убирали трупы. От здания управления дороги остались обгоревшие стены, во дворе - яма от бомбы. Почти на каждом шагу были установлены "растяжки". За годы войны погибли более 100 железнодорожников, около 30 пропали без вести. До войны протяженность грозненской дороги составляла 680 км (сегодня восстановлено 100 км) и работали на ней 13 тысяч человек. Сейчас - чуть больше тысячи.

При правлении Масхадова дорогу возглавлял полевой командир Лабазанов - однофамилец "легендарного" Руслана Лабазанова. В 1999 году, незадолго до вторжения боевиков в Дагестан, тогдашний начальник СКЖД Владимир Ильин в сопровождении специалистов и нескольких журналистов отправился из Ростова на переговоры в Чечню. К правительству республики у него накопилось немало вопросов. Во-первых, Ильина интересовало, почему правительство Чечни назначает на железную дорогу людей без согласования с руководством СКЖД. Во-вторых, Ильин пытался выяснить, куда деваются деньги от продажи билетов на пассажирские поезда и электрички.

Уже на станции Ищерская нас встречали не менее двадцати вооруженных человек. Почти все они были начальниками районных или городских отделов милиции. Только им доверял Басаев охрану управленцев СКЖД.

В кабинете и.о. главы правительства делегацию встречал Басаев. Разговор между ним и Ильиным сразу принял какой-то странный характер. Ильин высказал обеспокоенность, что в руководстве грозненской дороги стоят, мягко говоря, не профессионалы, а полевые командиры, на что Басаев заметил, что главное, чтобы там были "свои" люди - пусть специалисты работают, а полевой командир руководит. Не найден был общий язык и по "денежному" вопросу. По словам и.о. главы чеченского правительства, бандиты совершают налеты на кассы вокзалов и ничего с этим не поделать. Кто знал, что уже тогда планы Басаева были далеки от мирных.

Железнодорожное сообщение с Чечней прервалось в середине августа 1999 года. Российские власти тогда объясняли это техническими причинами, но было ясно, что началась транспортная блокада. Самолеты в Грозный перестали летать еще раньше, после похищения в аэропорту "Северный" представителя МВД РФ в Чечне генерала Геннадия Шпигуна. В апреле прошлого года с гудермесского, а не с грозненского вокзала отправился первый поезд на Москву. Десять вагонов были заполнены лишь наполовину. "Не сомневаюсь, что поезд был бы полностью заполнен, если бы люди заранее знали о точном дне его отправления", - говорил с досадой Султан Адуев.

Отправка поезда проходила под торжественные речи и зажигательную лезгинку. Военные с обученными собаками обходили состав. Отправка поезда сопровождалась беспрецедентными мерами безопасности. Маршрут движения был выбран так, чтобы он как можно меньше проходил по территории самой Чечни.

Теперь "московский" поезд отправляется прямо из Грозного. На восстановление пассажирского сообщения МПС было выделено 60 млн. рублей. За счет этих средств восстановили весь вокзальный комплекс Грозного, железнодорожные пути, средства связи и автоматики, а также пассажирское хозяйство станции. И сегодня Грозненский вокзал считается своеобразной визитной карточкой республики: светлое красивое здание резко выделяется среди разрушенных домов. Внутри вокзала высокие белые потолки с хорошим освещением, черные двери с массивными ручками, на полах - изысканная плитка. Здесь расположились зал ожидания, комната для отдыха пассажиров с детьми, медпункт, кафе.

По словам начальника вагонно-пассажирского участка Грозного Лайлы Тарамовой, проработавшей на железной дороге уже 35 лет, нелегко приходилось восстанавливать и вокзал, и дорогу. Она хорошо помнит, как в феврале 2000 года вместе с тогдашним главой администрации города Супьяном Мохчаевым шли к вокзалу пешком по пустынным, безлюдным улицам. Чем ближе к вокзалу - тем больше воронок, обгоревших цистерн и вагонов, вывороченных рельсов. И при виде безрадостной картины, Тарамовой казалось, что поднять это хозяйство ей будет не под силу. Но за ней стояли люди, с которыми она проработала не один год, пережила войну и которые ей верили. Вот поэтому с марта 2000 года Тарамова начала организовывать железнодорожные работы. Все сотрудники дороги добровольно превратились в строителей.

Здание вокзала было разрушено полностью. Тарамова рада, что смогла удержать коллектив. Многие специалисты, даже бригада из 40 человек, работавшая в поезде Гудермес-Москва, между рейсами была занята на восстановительных работах. Сегодня на участке Тарамовой работают 139 человек, и еще есть специалисты, которые ожидают открытия новых рабочих мест.

Чечня


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
1128
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3292
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4484
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6452

Другие новости