0
984
Газета Кино Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Сказки и легенды о жизни и литературе

Татьяна Семашко

Об авторе: Татьяна Семашко, Гатчина - Москва


– Вы дикие?

– Мы вольные.

Этот диалог Гадкого утенка и Дикого гуся мог бы стать слоганом последнего фильма Гарри Бардина «Гадкий утенок», завершающего анимационную программу фестиваля «Литература и кино». Трудно сказать, на какую аудиторию – детскую или взрослую – рассчитана его новая работа. Скорее всего, дети увидят в ней историю о том, что нет ничего дурного в том, чтобы быть не таким, как все. А взрослые – множество всяческих аллюзий. Увидят много до боли знакомых черточек в параде, который принимает старый Индюк. Вздохнут о том, что быть вольной птицей может не всякий – за свободу подчас приходится платить, и очень дорого. Бардин сознается в том, что вложил этот хрестоматийный образ немало собственных черт (не в обиду будь сказано, между режиссером и героем есть даже некое портретное сходство).

Нельзя не признать, что анимационная программа фестиваля оказалась особенно сильной: в ней были представлены и изысканная страшная сказка «Со вечора дождик» (по «Русалке» А.Н.Толстого, режиссер Валентин Ольшванг), и весьма эксцентричное, пародийное, вызывающее в памяти и Хармса, и Пелевина, жизнеописание русского классика «Свободный человек Лев Толстой» (режиссер Михаил Лисовой). Особняком стоит поэтичная «Метель» Марии Муат (по пушкинской повести): изящное изобразительное решение призвано сохранить очарование старины и дух романтизма, а неожиданно появляющийся образ огромной черной кошки придает фильму мистический налет.

В конкурсе игрового кино русская классическая литература была представлена экранизациями Чехова («Анюта» режиссера Марии Морозовой, «Иванов» Вадима Дубровицкого), Толстого («Много ли человеку земли нужно» казахского режиссера Миргалыма Есиркепова), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы» Александры Ерофеевой).

В биографическом жанре создан фильм «Три женщины Достоевского». Режиссер Евгений Ташков – живая легенда отечественного кинематографа, и на этот раз вышел к зрителю с работой благородной и сдержанной. В центре картины – человек в поисках личного счастья, в фильме это история камерная, лирическая, авторы не заставляют классика скорбно рассуждать на экране о судьбах России, а все личные моменты решены в стиле девятнадцатого века, когда интимные подробности жизни не всегда обсуждались даже в письмах и дневниках. Андрей Ташков органично и одновременно деликатно играет Достоевского в повседневной жизни – человека застенчивого, доверчивого, иногда беспомощного.

Были в афише и фильмы по книгам современных писателей – «В стиле jazz» Станислава Говорухина (по пьесе Ксении Степанычевой), «Волки» Александра Колбышева (по повести Александра Чекменева), «Тихая застава» Сергая Маховикова (по повести Валерия Поволяева). Последняя – в русле возвращающегося в последние годы интереса к военной теме, которая дает возможность испытывать героев в «пограничных» ситуациях. Впрочем, отечественная история предоставляет и в мирное время немало поводов для того, чтобы проверить чьи-либо те или другие качества перед лицом смерти. «Волки» описывают трагическую историю, основанную на реальных событиях 1953 года. Можно подумать, что фильм в очередной раз разоблачает КГБ и советскую систему, но режиссер настаивает на том, что он, прежде всего, говорит о добром и злом началах в человеческой душе. Тут удалось ещё выдержать определенный «строгий» стиль, напоминающий о советском черно-белом кино. «Тихая застава», повествующая о военных действиях в Таджикистане, проиграла в том, что ее авторы не удержались от использования ряда сценарных клише (мудрый старик, невинный младенец на войне и т.д.). А Говорухин, который на протяжении многих лет был приверженцем разнообразных острых и болезненных тем, судя по новой картине, сегодня предпочитает разбираться в тонких перипетиях любовных чувств своих персонажей. А, может быть, это самая мудрая позиция? Что может быть более вечным и актуальным, чем разговор о странностях любви?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
921
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
560
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
905
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
1008

Другие новости