0
11604
Газета Кино Печатная версия

20.04.2021 18:18:00

Замаскированный Джонни Депп в мире трагедии и клише

В прокат выходит фильм про Юджина Смита, снимавшего экологическую катастрофу в Японии

Тэги: кино, великий, юджин смит, джонни депп, экологическая катастрофа, япония


кино, великий, юджин смит, джонни депп, экологическая катастрофа, япония Герой всеми силами намерен помочь жертвам массового отравления ртутью. Кадр из фильма

«Великий», международная премьера которого состоялась еще на прошлогоднем Берлинском кинофестивале, – второй фильм режиссера Эндрю Левитаса (продюсерских и актерских работ у него в фильмографии немного больше, хотя прежде всего он позиционирует себя как живописец и скульптор). Впрочем, главная «приманка» картины – конечно, не ее автор, а то, кто и кого играет. Загримированный в густую бороду и седоватые кудри Джонни Депп изображает фотографа Юджина Смита в период создания его, пожалуй, самой известной фотографии, которая пролила свет и сделала достоянием мировой общественности локальную социальную трагедию в японском приморском городке.

Действие «Великого» разворачивается в начале 70-х годов. Гениальный фотограф и при этом обладатель довольно скверного характера и всех возможных дурных привычек и зависимостей Юджин Смит (Депп), уже неоднократно со скандалами покидавший родное ему издание Life, но не раз возвращенный туда – талант все-таки не пропьешь, – получает очередное редакционное задание. И прибывает в японскую рыболовецкую деревню Минамата (так в оригинале и называется кино), где предположительно разворачивается чудовищная экологическая катастрофа. Местный химический завод десятилетиями сливает в воды залива ртуть, отравление которой приводит к необратимым физическим и умственным нарушениям. Несмотря на то что как минимум половина жителей Минаматы – в основном дети – стали инвалидами, руководство комбината отрицает свою вину и пытается на государственном уровне всячески замять историю, так, чтобы о ней не узнали за рубежом. Потерпевшие, живущие в нищете и в постоянных муках, требуют не только прекратить сброс отравы, но и выплатить им компенсации. Но на локальный бунт внимания не обращают. Смит же планирует своим фоторепортажем в одном из самых популярных изданий все-таки помочь несчастным. И чем больше проводит времени в Минамате, общаясь с местными жителями, тем более личной и опасной становится эта история для него самого.

Громкое российское название картины, к сожалению, фильму подходит с большой натяжкой – и то лишь потому, что Юджин Смит и правда был выдающимся мастером. В экранизации же отрывка из его биографии ничего великого нет и в помине ни с точки зрения режиссуры, ни даже в том, как играет его Джонни Депп. Наиболее убедительно у него выходит напиваться и употреблять запрещенные вещества, к которым прототип испытывал многолетнюю привязанность – сразу появляется некий задор, а телефонные диалоги с главредом (Билл Найи) превращаются в комедийные этюды. А уж оказываясь в состоянии измененного сознания в импровизированной проявочной, которую японские рыбаки соорудили своему спасителю на берегу, и вовсе творит магию – психоделические сцены в красном свете специальной лампы можно считать самой яркой художественной находкой картины.

Конечно, есть еще и сами фотографии – они живут на экране в образах персонажей, с которыми встречается Смит, и застывают черно-белыми карточками, приводящими в ужас своей реалистичностью и завораживающими скульптурностью композиции. Кое-где мы видим реальные снимки. А в случае с самым главным произведением серии про Минамату – мать держит свою искалеченную дочь на руках, сидя в ванной, – реконструкцию событий (спустя какое-то время после публикации семья этой девочки запретила использовать изображение). Понятно, почему именно этот снимок был выбран в качестве основной иллюстрации – визуально это чистой воды Пьета Микеланджело.

В остальное же время не удается разглядеть ничего толкового ни мимически – лицо героя Деппа скрыто, как уже было сказано, густым бутафорским волосяным покровом, ни пластически – мешают болтающиеся на шее фотокамеры. Остальные сцены максимально клишированы: вот он встречает мальчика на костылях, сидящего на скамейке запасных, в то время как немногочисленные здоровые приятели гоняют по полю мяч, вот в пьяном угаре дарит ему свой фотоаппарат. Когда чужака Смита начинают прессовать по указанию руководства завода, становится понятно, что эта оплошность сыграет важную роль для благополучного исхода событий. Встреча героя с директором комбината напоминает сразу все второсортные российские драмы про противостояние маленького человека системе и большой корпорации: что может быть стереотипнее лысого коррупционера в огромном кабинете с панорамным окном? Селяне митингуют, Смита пытаются и подкупить, и убить, пленки горят, но, как рукописи, не сгорают, в итоге справедливость вроде бы торжествует. Финальные титры сообщают, что победа в одном сражении вовсе не означала выигранную войну. Но хотя бы одним циником – речь о Смите – на тот момент вроде как стало меньше. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

"Теорию простых чисел" доказывают с помощью сложных личных отношений

Наталия Григорьева

Французский фильм про любовь, в том числе – к математике

0
1470
 Выставка  "Олег Янковский. Во сне и наяву"

Выставка "Олег Янковский. Во сне и наяву"

0
1530
Под конец хрущевской оттепели

Под конец хрущевской оттепели

Вячеслав Огрызко

О первой экранизации романа Юрия Бондарева «Тишина»

0
3949
Николас Кейдж становится "Героем наших снов"

Николас Кейдж становится "Героем наших снов"

Наталия Григорьева

Главный персонаж фильма научился проникать в коллективное бессознательное

0
3502

Другие новости