0
7840
Газета Кино Печатная версия

05.04.2022 18:03:00

В ужастике "Скрежет" действительно жалко птичку

В прокат выходит финский аудиохоррор про изнанку идеальной жизни

Тэги: кинопремьера, финский аудиохоррор, скрежет, ханна бергхольм, кинокритика


кинопремьера, финский аудиохоррор, скрежет, ханна бергхольм, кинокритика Девочка втайне высидела птенчика. Кадр из фильма

Премьера полнометражного дебюта Ханны Бергхольм состоялась на фестивале «Сандэнс». До российских экранов финский «Скрежет» добрался в период возникшего, по понятным причинам, дефицита иностранного контента – как большого, зрительского, так и авторского кино. Работа Бергхольм сочетает в себе и элементы классического фильма ужасов, и приметы эволюции жанра – физиологичность и натуралистичность (то, что принято называть боди-хоррором, то есть буквально телесным хоррором), тревожное звуковое сопровождение и, конечно, социальный подтекст.

Герои «Скрежета» – семья без изъяна. По крайней мере такими они хотят казаться: мама-блогер (София Хейккиля) не расстается с телефоном, снимая идеальные завтраки, обои в цветочек и свою безупречную семью. Конечно, при выключенной камере все выглядит не столь радужно. Папа (Яни Воланен) улыбается, кивает и закрывает глаза на все – принимает даже измены супруги с молодым плотником (Рейно Нордин). Младший сын Маттиас (Ойва Оллила) – избалованный ябеда. Остается дочь Тинья (Сиири Солалинна), 12-летняя гимнастка, на которую мама возлагает все надежды. Девочка без устали готовится к соревнованиям, однако упражнения даются нелегко, а трюки не получается исполнить без ошибок. Однажды фальшивый мир и вовсе рассыпается осколками оконного стекла, разбив которое, в дом врывается ворона. А позже Тинья забирает из леса ее яйцо, конечно, не простое – и втайне ото всех «высиживает» его в своей комнате. Из яйца вылупляется антропоморфная птица ростом с Тинью – и жизнь окончательно превращается в ад.

«Скрежет» – может быть, и не дословный перевод названия с финского, зато довольно точно подобранное для фильма слово. С первых минут пространство, по-скандинавски безликое и лаконичное, заполняют звуки, тревожные, отталкивающие – шелест крыльев, стук когтей по стеклу, хруст то яичной скорлупы, то костей. Даже от более безобидных, вроде скрипа гимнастических брусьев, по коже бегут мурашки. И все это еще до начала типичных для боди-хоррора трансформаций тела. Сперва зловещую птицу «играет» аниматронная кукла, одновременно жуткая и комичная, родом из древних, сделанных не на компьютере, а вручную для фильмов ужасов. Нелепость этого существа вызывает и смех, и желание отвернуться. Со временем она дорастет до зловещего двойника Тиньи, и персонажа будет воплощать в кадре уже сама Сиири Солалинна – юная актриса одинаково хороша в обеих ипостасях.

За нарочито фантастическим допущением с птицей явно читается и метафора взросления, и символическое препарирование тотального насилия – как психологического, так и физического, разъедающего общество и прикрытого отфильтрованными картинками в социальных сетях. Пернатый ужас, как и любое зло, проникает в дома, прячется под кроватями, в темных углах, в шкафах, скрежещет в душе – в данном случае юной, неокрепшей, не выбравшей сторону добра или зла, но ежедневно подталкиваемой к краю с одинаковой силой как матерью-тираншей, пытающейся реализовать собственные амбиции, так и молчаливым улыбчивым папашей. Изменения тела совпадают по времени с изменениями внутренними, и эти неприглядные «ломки» во многом определяют будущее – в нем выживет либо Тинья, либо ее пернатый злой близнец.

Фокус, сделанный в «Скрежете» на женских персонажах, – кажется, не дань моде. Конечно, частично он обусловлен гендером режиссера, но тем убедительнее и яснее посыл. Отношения матери и дочери, фрустрация взрослой женщины и психологические травмы юной девушки, гипертрофированная пассивность мужчин – все это вкупе создает вполне реалистичную картину современного общества, изживающего патриархат, но в этом переходном периоде все еще множащего и агрессию, и стереотипы, и прочие калечащие установки: нужно побеждать, нужно быть лучшей, нужно показывать только что-то красивое, безобидное, пасторальное. Правда якобы может травмировать – на деле же ложь ранит куда сильнее.


Читайте также


Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
3406
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
4310
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
4875
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
6718

Другие новости