0
193
Газета Кино Печатная версия

25.05.2025 18:22:00

Триумф подпольного кино в Каннах

За что фильм Джафара Панахи "Простая случайность" получил "Золотую пальмовую ветвь"

Тэги: канны, театральный фестиваль, лауреаты, иранский режиссер джафар панахи, простая случайность, золотая пальмовая ветвь


канны, театральный фестиваль, лауреаты, иранский режиссер джафар панахи, простая случайность, золотая пальмовая ветвь Получая награду, Джафар Панахи поблагодарил свою команду, всех, кто рисковал, работая с ним. Фото Reuters

Последний день 78-го Каннского кинофестиваля выдался драматическим, особенно для его организаторов. Страшно даже представить, как они его пережили. Под угрозой отмены оказалась церемония закрытия из-за пятичасового отключения электричества в Приморских Альпах и, в частности, в Каннах.

Уже установлено, что «тьма» наступила из-за поджога подстанции и частичного повреждения линии электропередачи, которую спилили. Какие цели преследовали авторы этого «светопредставления», еще предстоит выяснить. При этом фестиваль оказался особой территорией, где продолжали показывать кино.

Восстановить электроснабжение удалось примерно за четыре часа до начала красной дорожки. Руководство фестиваля и пресс-служба распространили сообщение с предупреждением о возникших проблемах, при этом уверяли, что при любой «погоде» церемония состоится, что в случае необходимости подключат альтернативные источники питания.

Каннский фестиваль все время сопровождают потрясения, но обычно они случались на старте. Чаще всего это были забастовки, в которые включились даже собственные сотрудники, как год назад. Когда отменили Авиньонский театральный фестиваль из-за активной деятельности профсоюзов, Каннский киносмотр как-то урегулировал с ними все вопросы и прошел без сбоев. Но такого финального аккорда, как теперь, никто и предположить не мог.

Однако кинопраздник состоялся и завершился победой многострадального иранского режиссера Джафара Панахи, который смог приехать на Лазурный Берег, да просто выехать из своей страны спустя многие годы ограничений. Его фильм «Простая случайность» снят нелегально. На родине Панахи запрещено заниматься кино до 2030 года. Пройдя тюрьму и домашний арест за нелояльность к правительству своей страны, он все эти годы умудрялся снимать, а затем правдами и неправдами переправлять свое кино на мировые киносмотры.

Теперь Панахи – едва ли не единственный режиссер, имеющий в своем арсенале каннскую «Золотую пальмовую ветвь», венецианского «Золотого льва», берлинского «Золотого медведя». Только не надо думать, что все эти награды – чистой воды политика. Панахи – талантливейший режиссер. Снять такой фильм, как «Простая случайность», почти в одной комнате и автомобиле и заинтриговать зрителя мало кто сможет. Панахи еще до официальной церемонии вручили в Каннах награду от города за приверженность идеям гуманизма и справедливости. Получая «Золотую пальмовую ветвь», Джафар Панахи поблагодарил свою команду, всех, кто рисковал, работая с ним. Он также напомнил о людях, томящихся в застенках.

Герой «Простой случайности» Вахид работает в автомастерской, где встречает своего предполагаемого мучителя, пыткам и допросам которого он подвергался в тюрьме. Невозможно забыть поскрипывания его протеза. Вахид похищает злодея и намерен немедленно с ним расправиться, даже бросает в вырытую могилу, предварительно обнажив его ноги. И хотя у его пленника протез, сомнения в том, точно ли это он, не оставляют. Вахид на стареньком автомобиле объезжает товарищей по несчастью, чтобы они опознали душегуба. Вся эта компания перемещается по городу свадебным кортежем. Есть невеста в белом платье, жених, преисполненный торжественности момента, свадебный фотограф и продавец книг. Многие роли сыграли непрофессиональные актеры, например, женщина-фотограф в реальной жизни – тренер.

Гран-при получила норвежская «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, потомственного кинематографиста и дальнего родственника великого и ужасного датчанина Ларса фон Триера. Триер второй не раз участвовал в Каннском кинофестивале, но впервые представил фильм, который многих впечатлил. Одну из главных ролей – знаменитого режиссера, мечтающего снять большое кино после нескольких лет молчания, – сыграл выдающийся артист современности и любимец Ларса фон Триера Стеллан Скарсгард. На «Сентиментальную ценность» делались главные ставки, но жюри во главе с Жюльет Бинош предпочло Триеру Панахи.

Мог быть и совсем другой красивый ход – вручить третью «Золотую пальмовую ветвь» братьям Дарденн. Таких обладателей двух главных наград Каннов – единицы. Скромные бельгийские гении сняли очередную социальную и очень человечную, тонкую картину «Молодые матери». Однако жюри ограничилось призом за сценарий, написанный Дарденнами о судьбах 14–15-летних девочек из неблагополучных семей, ставших матерями и абсолютно не готовых к этому. Пять молодых актрис сыграли так, как умеют это делать только на площадке у Дарденнов. Они могли бы претендовать ансамблем на награду. Однако актерские призы достались бразильскому актеру Вагнеру Моуре в «Секретном агенте» и Надия Мелитти за роль мусульманской девушки Фатимы, пребывающей в поисках своей идентичности в «Младшей сестре». Эту картину сняла французская актриса с алжирскими корнями Афсиа Эрзи, запомнившаяся в «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша и «Гравитации». Казалось бы, она такая востребованная, но, видимо, хочется чего-то большего. Как и Скарлетт Йоханссон, которая дебютировала в режиссуре и получила награду в конкурсе «Особый взгляд» за «Великую Элеонор».

«Секретного агента» также отметили за режиссуру, и Клебер Мендоса Фильо заслуженно получил награду за бразильскую вариацию агента 007 и великолепное погружение в неповторимую среду своей страны. Картина многих привлекла свежестью и простотой, за которой стоит высокий профессионализм. Фильму достался и приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Самые энергетичные фильмы конкурса, возвращающие кино настоящий драйв, – снятый в марокканской пустыне испанский «Сират» Оливера Лаше и немецкий «Звук падения» Маши Шилински – поделили приз жюри. Спецпризом отмечен китайский режиссер Би Гань за синефильское «Воскрешение», громоздкую и вычурную стилизацию едва ли не всей истории мирового кино. Вспомнился другой китайский режиссер, который недавно приезжал к нам на фестиваль «Дух огня». Он сделал раскадровку своего фильма, используя обойму советских лент. В Китае есть великолепные копиисты, они любят и знают мировое кино так, как не знают его, наверное, нигде. 

Канны


Читайте также


Каннский Ангел смерти, он же Воланд

Каннский Ангел смерти, он же Воланд

Светлана Хохрякова

В показанном вне конкурса фильме главную роль исполнил памятный по "Мастеру и Маргарите" немецкий актер

0
2261
В Каннах возвели искусственные миры

В Каннах возвели искусственные миры

Светлана Хохрякова

В основном конкурсе показали фильмы Лозницы, Андерсона и Астера

0
2324
"Мелиховская весна" пройдет под знаком юбилеев

"Мелиховская весна" пройдет под знаком юбилеев

Георгий Соловьев

В афишу подмосковного театрального смотра вошло более 20 спектаклей по произведениям Чехова и не только

0
1498
Коллизии на вручении главной российской "сериальной" премии

Коллизии на вручении главной российской "сериальной" премии

Вера Цветкова

Самым большим сюрпризом церемонии стало появление Александра Цекало  

0
2134

Другие новости