0
2070
Газета СНГ Интернет-версия

09.08.2000 00:00:00

Евгений Примаков "закрыл" проблему Приднестровья

Тэги: Примаков, Приднестровье


"КомиссиЯ Примакова" пока хранит молчание. Это, пожалуй, главное, что можно сказать о работе российской Государственной комиссии по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы под руководством Евгения Примакова. Любопытно, что в конце июля госкомиссия начала свою работу с посещения Белоруссии, Украины и Вены. Испытанный разведчик Примаков ввел в заблуждение даже российские информагентства, которые поспешили уведомить широкую общественность в том, что комиссия "прибыла в Кишинев", чего на самом деле не случилось. Возможно, в этом есть свой сокровенный смысл, но сформулировать, чем вызван такой зигзаг, члены комиссии внятно все же не смогли, а сам Евгений Примаков от встреч с российской прессой последовательно уклоняется.

По мнению представителей белорусского посольства, визит в эту республику российской госкомиссии никак не связан с приднестровским сюжетом (значит ли это, что Евгений Примаков с согласия Владимира Путина расширяет свои полномочия и выполняет другие деликатные поручения?), а визит на Украину, по мнению представителей российского МИДа, "понятен", так как Украина - тоже страна-гарант в регионе, как и Россия. Однако мало понятного в том, почему визит комиссии завершился в Севастополе, который уж точно никак не "завязан" на приднестровском конфликте. Что же касается Вены, то там состоялась совместная пресс-конференция Евгения Примакова и действующего председателя ОБСЕ - г-жи Бениты Ферреро-Вальднер, во время которой Евгений Примаков подчеркнул, что Россия и ОБСЕ нашли "поля совмещения интересов" в урегулировании приднестровского конфликта, политическое решение которого видится Примакову в рамках "общего молдавского государства".

Целый ряд событий, как предшествовавших визиту Владимира Путина в Молдавию, так и развернувшихся после него (включая последний скандальный эпизод в Вене, где представители Кишинева и Тирасполя встречались под "крышей" ОБСЕ и где представители этой организации пытались насильно объединить приднестровскую делегацию с делегацией РМ), не оставляет никаких иллюзий в отношении того, как именно Молдавия собирается "окончательно" урегулировать приднестровский конфликт. Все маски в последнее время сброшены, и политическая элита на всех уровнях открыто говорит о том, что Россия-де не справилась со своей ролью миротворца, приднестровское урегулирование зашло в тупик, а потому в Приднестровье следует ввести войска ОБСЕ (то есть войска стран НАТО).

Некоторые из политических партий и движений Молдавии, не связанные с Румынией и западными режиссерами нового витка напряженности в регионе, считают, что ангажированные политические партии, как и представители власти, намеренно провоцируют обострение между Кишиневом и Тирасполем - с тем чтобы ввод войск НАТО (ООН или ОБСЕ, как угодно) выглядел как необходимая "защита" многострадальной Молдавии от ужасного, прямо-таки чеченского "сепаратистского режима". Поскольку Россию просто так вышвырнуть нельзя, ей гуманно предлагается войти в состав миротворческих сил ОБСЕ, причем это реально будет значить еще меньше, чем сегодняшнее присутствие российских миротворцев в Косово.

Таково сегодня главное направление в хорошо скоординированных действиях политической элиты Молдавии. Никто уже и не вспоминает о прошлогодних проектах посредников, в которых так или иначе разрабатывалась формула об "общем государстве", Приднестровью предоставлялись относительно широкие полномочия автономии с атрибутами государственности, а роль России как главной страны-гаранта вообще не подвергалась сомнению (по крайней мере формально). Теперь вся внешняя декоративность в изображении "переговорного процесса" начисто отброшена, открыто подвергается уничтожению Меморандум 1997 г., и форсированно, с привлечением европейских структур, от ЕС до ОБСЕ, осуществляется главная задача по "окончательному урегулированию": если не удастся окончательно вышвырнуть Россию из региона, то следует принудить ее к такому подчиненному "миротворчеству" в составе войск ОБСЕ, после которого ее реальная политическая роль в этом регионе Европы сведется к нулю.

В такой ситуации начала в конце июля работать в регионе российская Государственная комиссия по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы под руководством Евгения Примакова. Очередной политический кризис в Молдавии (в начале июля молдавский парламент принял поправку к Конституции РМ, отменяющую всеобщие президентские выборы) неожиданно поставил перед Россией ряд вопросов: с кем договариваться в Кишиневе? И о чем? Действия молдавского парламента значительно сократили список действующих лиц, чья позиция имела бы решающее значение в приднестровском урегулировании. И прежде всего парламент "сократил" президента Петра Лучинского, с которым еще недавно тет-а-тет беседовал президент России Владимир Путин. Теперь же, после решения молдавского парламента, о каком-либо "окончательном" решении приднестровской проблемы вряд ли можно говорить до начала будущего года, хотя молдавская сторона явно форсирует события.

Безусловно, роль самого Петра Лучинского в урегулировании данной ситуации не стоит переоценивать, но все же он был бы более предпочтительной фигурой, чем, скажем, лидер типа Мирчи Снегура. А в том, что такие лидеры в калейдоскопе молдавских кризисов могут появиться и уже появляются, сомневаться не приходится. Такое впечатление, что прошедших десяти лет после начала конфликта, спровоцированного Кишиневом, и не было. В 2000 г. молдавские политики начинают все ту же игру в расчете на слабую, безвольную Россию образца 1990-1991 гг., безропотно выполнявшую установки Запада. В Молдавии и сегодня откровенно рассчитывают на силовое давление западных стран (прежде всего США), в системе которого ОБСЕ должна сыграть роль "загонщика" не только для Приднестровья, но и для самой России. И тому есть немало доказательств.

Самым очевидным из них можно считать новую раскрутку в молдавском обществе явно антироссийской "концепции" Анатолия Царану, бывшего советника президента Лучинского по вопросам урегулирования приднестровской проблемы, а ныне вице-председателя Национально-либеральной партии РМ (НЛП). Справедливости ради надо сказать, что нынешнее ближайшее окружение Лучинского считает эту концепцию откровенным бредом, не имеющим ни малейшего отношения к президенту. Хотелось бы, конечно, в это верить, но реальность говорит об обратном: в заявлениях официальных лиц так или иначе прокручиваются тезисы Царану, которые заводят решение приднестровской проблемы в тупик. Похоже, что Анатолий Царану выполняет в Молдавии роль Жириновского в России, когда озвученные им намеренно крайние взгляды, с одной стороны, позволяют верховной власти отмежеваться от одиозной личности, а с другой - эти тезисы в смягченной форме повторяют на всех уровнях высокопоставленные чиновники из администрации президента, правительства и прозападные политические партии, выдающие свою позицию за мнение большинства.

Поскольку г-н Царану считает, что приднестровское урегулирование "находится в глубоком кризисе", он предлагает "новые подходы" с тем, чтобы вывести этот процесс из тупика. Главная идея не нова - вся ответственность за невыполнение Меморандума 1997 г. возложена исключительно на Тирасполь (что не отвечает действительности даже с точки зрения молдавских политиков). Новый "действенный механизм", по словам Анатолия Царану, представляется ему в форме комитета, созданного в рамках ОБСЕ (автор концепции предлагает назвать его Комитетом друзей Молдовы), и должен быть подобен тем механизмам, которые "были разработаны на последнем саммите ОБСЕ" и которые полностью соответствуют Европейской хартии безопасности и Декларации стамбульской встречи на высшем уровне.

По мнению лидера Либерально-демократической партии, Приднестровье превратилось в "опасный очаг международного терроризма". Подобные обвинения приходится слышать из уст вполне разумных молдавских политиков, которые таким экстравагантным образом возвращают России ее обвинения по поводу Чечни: тезис явно адресован западным партнерам, с тем чтобы они своевременно организовали "братскую помощь" Молдавии по вполне советскому образцу - есть крики о помощи, есть и братская помощь в виде войск ОБСЕ. Но, насколько всем известно, в Приднестровье не торгуют людьми, не держат заложников, там образцовый порядок на улицах и днем, и ночью; худо-бедно, но работают предприятия, а молдаване с правого берега даже считают, что их соотечественникам на левом берегу живется лучше и спокойнее┘ И тем не менее сомнительная формула "Приднестровье - та же Чечня" любима многими молдавскими политиками. По утверждению Царану, в Приднестровье "готовятся боевики, которые впоследствии участвуют во внутренних конфликтах в разных странах". Формулировка прямо-таки угрожающая - и, наконец, вывод, ради которого и затевалась вся концепция: "Практически мы сегодня стоим перед необходимостью обращения к международному сообществу за тем, чтобы подавить этот источник международного сепаратизма, который развивается на территории РМ".

Совершенно очевидно, что нагнетание страстей нужно г-ну Царану и его единомышленникам для того чтобы найти повод обратиться к мировому сообществу. С этой точки зрения "концепция" Царану предстает отнюдь не бредом, а наоборот, козырем для тех политических сил, которые могут организовать политическое и психологическое наступление на Россию. Господин Царану уже продумал механизм этого воздействия: высшее руководство РМ должно обратиться за помощью к ОБСЕ, а так называемый Комитет друзей Молдовы возьмет на себя посреднические функции в приднестровском урегулировании. Причем, по сути, эта новая организация, не зафиксированная ни в каких международных документах, фактически переподчинит себе ныне существующий международный механизм. А это означает, что Россия, которая сейчас фактически содержит Молдавию, должна продолжать свою миротворческую миссию в Молдавии уже не как самостоятельный субъект, а "под эгидой ОБСЕ". При этом г-н Царану полагает, что "перемещение России под зонтик ОБСЕ и ее активное участие в приднестровском урегулировании повысит престиж России в рамках этой организации" и "позволит скоординировать действия Москвы и Кишинева по решению этой проблемы".

Таковы некоторые тезисы г-на Царану, о которых не стоило бы и говорить, если бы они не прокручивались одновременно большей частью ангажированных политических партий с участием официальных лиц Молдавии и Румынии. И в этом смысле тезисы Царану, отраженные в таких документах, как Заявление политических партий о присоединении РМ к ЕС или Декларация политических партий и движений по урегулированию приднестровского конфликта, никак не могут считаться бредом частного лица.

В контексте главного сценария по окончательному вытеснению России из региона "план Царану" отнюдь не кажется ни блефом, ни бредом - просто остальные партии и официальные лица смягчают формулировку Царану, но именно этот "план" является для них основным конспектом, чего в Молдавии, в общем-то, никто и не скрывает. Никто не скрывает и того, что подобный "план" способствует нагнетанию взаимной напряженности между Кишиневом и Тирасполем, чтобы в итоге после подобных провокаций и речи не могло быть ни о каком другом урегулировании, кроме введения войск ОБСЕ. В таком сценарии заинтересованы и прорумынски настроенные политические партии, работающие на объединение с Румынией и с этой точки зрения рассматривающие "исторические возможности", предоставляемые европейскими организациями, в первую очередь ЕС. Поэтому любая форма нормализации отношений с Приднестровьем выбивает у них почву из-под ног.

Умению Молдавии использовать двойные стандарты в отношениях с Россией и Западом можно только поаплодировать. Так, вхождение РМ в Евросоюз рассматривается как шаг к "единению нации" (то есть объединению с Румынией), параллельно же следует позаботиться о выходе Молдавии из СНГ как "неэффективного" союза: первоначальный вариант такого заявления рассматривался как лучший подарок министру иностранных дел Румынии и "влиятельному гостю" из ЕС, а участие в "круглом столе" политических партий министра иностранных дел РМ г-на Тэбэкару и включенность сотрудников молдавского МИДа в разработку этого документа явно говорят о том, какова на самом деле внешнеполитическая линия РМ. Что же касается декларации по поводу Приднестровья, то и здесь не обошлось без участия официальных лиц: в обсуждении и принятии этого документа активно участвовал Василий Стурза, представитель президента РМ на переговорах по проблемам Приднестровья и руководитель экспертной группы. По словам очевидцев этого обсуждения, Стурза "давал профессиональные советы, как больнее ударить по Приднестровью", а большинство участников сошлись на том, что реально надо работать по "плану Царану". Одновременно следует обратить внимание мировой общественности на то, что в Приднестровье как можно скорее должны быть введены "дополнительные силы" миротворцев ОБСЕ (а точнее, стран, входящих в НАТО). Интересно, что при этом никто уже не вспоминает о ст. 11 Конституции Молдавии: "Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств". Видимо, войска НАТО и ОБСЕ (в отличие от российских) в эту категорию почему-то не попадают. Впрочем, кто будет вспоминать о Конституции Республики Молдова, если исчезнет с карты Европы само молдавское государство?

Таковы политические реалии в сегодняшней Молдавии, и к ним без всяких иллюзий следует подходить российской государственной комиссии, равно как и самому президенту России Владимиру Путину. Можно предположить, что главным предметом "торга" на переговорах будет нахождение российских миротворческих сил в регионе на самостоятельной основе, поскольку подчинение ОБСЕ (НАТО) отрицательно скажется не только на имидже России, но и на ее политике на всем постсоветском пространстве. Если же Москва примет заготовленную для нее ловушку - "косовский вариант", то можно не сомневаться, что первыми в Россию хлынут новые беженцы: и пророссийски настроенные молдаване, и приднестровцы, которых совершенно не устраивает возможность жить "под НАТО" или "под Румынией". Главный вопрос в отстаивании российских интересов сегодня с точки зрения обычного человека звучит так: будут ли солдаты НАТО гулять по улицам Тирасполя и фотографироваться около памятника Суворову?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1043
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1285
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1038
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1365

Другие новости