0
5348

28.08.2014 00:01:00

"Водка хорошо пьется с закуской"

Глеб Постнов
Собственный корреспондент "НГ" в Татарстане

Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Татарстане.

Тэги: татарстан, школьники, хаким, академия наук татарстана, выборы в госсовет, минниханов, шаймиев, ночные бабочки, история


Чиновники Министерства культуры Татарстана обеспокоены тем, что «история республики находится под угрозой». Речь идет о «черных копателях», из-за которых, как заявил археолог, доктор исторических наук Леонид Вязов, «нарушается культурный слой, и мы лишаемся фрагмента истории, получим недостоверную, перепутанную информацию». «Достоверностью информации» особенно озабочен Институт истории Академии наук Татарстана.

Недавно институт растиражировал книгу директора Пановской основной общеобразовательной школы Высокогорского района (райцентр чуть менее чем в сотне километров от Казани. – «НГ») Равиля Салиева. Книга «О школе еще не все сказано», по замыслу автора, должна стать путеводной звездой для татарстанских школьников, ибо в ней, по словам ответственного редактора из Института истории Нуруллы Гарифа, содержится «правдивая история и жизнь сегодняшней системы образования».

О правдивости истории, а с ней и жизни современной системы образования в Татарстане в версии пановского директора можно судить уже по заголовкам его сочинений: «Бабник», «Деньги в тайнике», «Курица в заточении», «Кража бидонов», «Водка хорошо пьется с закуской», «Новости от соседки», «Времена изменились» и «Горбатого могила исправит». На сотне страниц автор разбросал «невыдуманные истории», как он их сам называет, большинство из которых касаются даже не столько школьных будней (не говоря о системе образования), сколько посвящены этапам трудового пути самого автора и поклонам, которые он в изрядном количестве отдает руководителям.

«Вообще-то, – философствует Равиль Салиев, – Господь создал людей равными, но это другой разговор. Можно ли обходиться без субординации? Наверное, можно, если убежать в глухой лес и там командовать зверями, но такая перспектива мало кого устроит. В обычной жизни нам никуда не деться от принципа подчиненности, субординации. Либо ты начальник/подчиненный, либо младший/старший, либо ученик/учитель… В моем понимании, субординация – это еще и проявление уважения, и свободное служение людям (и подчиненным и начальству) – служение с любовью».

Подобными рассуждениями автор заканчивает одну из своих «невыдуманных историй»: о том, как несколько десятков человек – преподавателей и директоров школ – мерзли на 30-градусном морозе, ожидая приезда на главную елку райцентра главы района Калимуллина, который, как это водится среди местных баш хакимов (высокопоставленный управленец по-татарски. – «НГ»), не торопился приезжать. При этом сама массовка должна была быть на месте точно к двум часам дня. «Боже упаси опоздать, – объясняет Равиль Салиев казарменные порядки Высокогорского района. – Попадешь в черный список… Начальству надо подчиняться – это закон». И тут же: «Все ждали появления главы района, а он не спешил… От холода я стучал зубами и делал замысловатые круги вокруг елки, чтобы отпугнуть мороз». Далее Салиев откровенно сообщает, что «прикинув мозгами, я решил отпроситься домой», но прежде «посоветовался с коллегами». Коллеги уговорили 62-летнего преподавателя все же дождаться хакима, после чего «потихоньку расходиться, конечно, предупредив Нияза Камильевича». «Через голову своего начальника не прыгнешь (да и ростом он высок), – объясняет директор пановской школы, – тем более что у него есть свои начальники». В итоге хаким все же появился на елке, поздравил собравшихся с Новым годом, после чего еще долго любовался Парком Победы «и потому не торопился покинуть праздник», и только после этого обмороженные преподаватели «все-таки дождались, глава уехал…»

Тут бы и «сказке конец», только учителя даже после отъезда главы района не решались разойтись. «Надо соблюдать субординацию, и ситуация решится сама по себе, – продолжает Равиль Салиев уже устами директора одной из высокогорских школ. – Глава уже ушел, сейчас уйдет заместитель руководителя исполкома Рафис Гарафиевич, а за ним и наш шеф Нияз Камильевич, и, наконец, настанет наша очередь. Вы что, в армии не служили?»

Потом Салиев переходит к порядкам будничным, заведенным в районе, где автор честно служит «начальству и подчиненным». Вот он вспоминает, как подвозил своего выпускника, которому удалось прикинуться олигофреном на медкомиссии, после чего его освободили от армии, вот живописует некую Г., бывшую «под хмельком», которая «трудится» на Южной трассе. «Представьте, какой хохот был в учительской. Я и не думал, что Южная трасса – это сборище «ночных бабочек», – конфузится Равиль Салиев. Вот совсем уж недобрым словом поминает 90-е годы, когда учителям в районе выдавали зарплату водкой. «Поймите меня правильно, нас никто не принуждал, но и ничего другого нам не предлагали», – словно бы оправдывается автор, хотя в том же абзаце признается, что водка в деревне «и по сей день самый ходовой товар. Он особенно ценится у деревенских пенсионеров и является главным средством расчета». Заканчивая «невыдуманную историю» про 90-е, Равиль Салиев вздыхает: «Несмотря на все трудности, учителя выжили. Жизнь продолжается… Если честно, мне даже не хочется вспоминать все это, не то чтоб писать. Да, ужасные были времена, и не дай Бог им повториться».

Замечу, что речь идет о благословенных временах правления первого президента Минтимера Шаймиева, чьими портретами с трудом поддающейся пониманию подписью «Наша республика – надежность в людях» в преддверии выборов в Госсовет республики вновь обклеена Казань. Эти времена, как, впрочем, и времена нынешние, стараниями местных журналистов официально признаны эпохой процветания и изобилия благодаря особому экономическому пути по которому двинулся Татарстана с началом своей суверенной истории.

В книжке скромного районного преподавателя все иначе. Выдыхающееся село и выживающие учителя, односельчанки, отправляющиеся на заработки на Южную трассу, и выпускники местных школ, которых, как в свое время бравого солдата Швейка, медкомиссия признает идиотами. И нет тут ни «недостоверной», ни «перепутанной информации». Так что напрасно археолог Леонид Вязов, а с ним и целое Министерство культуры переживает за историю Татарстана. Пока Равиль Салиев, перетянутый, словно солдат на плацу, портупеей, хранит верность вышестоящему руководству, печатая свои «невыдуманные истории» в Академии наук республики, подлинная история Татарстана находится под хорошей защитой.

Я бы рекомендовал татарстанским чиновникам напечатать книжку Равиля Салиева дополнительным тиражом в сотни тысяч экземпляров и раздавать ее на улицах вместо скучных агиток местной «Единой России». Ведь испытавший на себе все социальные и экономические эксперименты вчерашних и нынешних хозяев казанского Кремля до того, что «вспоминать не хочется, не то что писать», пожилой преподаватель, продолжающий при этом класть этим самым хозяевам земные поклоны за нашу счастливую жизнь, – это уникальнейший пример истинного патриотизма, замешанного на служении начальству с «уважением и любовью», как уверяет сам автор. Поэтому я не удивлюсь, если и на этих самых честных выборах в Татарстане «Единая Россия», «паровозом» которой будет президент Татарстана Рустам Минниханов, вновь получит 90% голосов избирателей. Впрочем, это уже совсем другая история.

Казань

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
928
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1229
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1543
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1073

Другие новости