0
3671

02.02.2016 00:01:00

Театр про жизнь

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: театр, сфера, премьера, александр коршунов


театр, сфера, премьера, александр коршунов Отцы и дети – тема из классики. Фото Марины Львовой предоставлено пресс-службой театра

Этот новый спектакль театра «Сферы» есть за что поругать. Ну, что за романсы в духе КСП, то есть такого туристского уюта, когда у костра под гитару пели песни на свои стихи и стихи полузапрещенных тогда Бунина и Волошина? «Обманите меня, но совсем, навсегда… Обманите и сами поверьте в обман». Это для тех, кто не понял, о чем написан Вампиловым «Старший сын» или – о чем теперь поставлен спектакль Александра Коршунова? Или – от радости, что стихотворение Волошина, оказывается, ко многим житейским ситуациям подходит? И зачем эта громкая музыка в конце (в то время, как сам спектакль сопровождали негромкие мелодии живого ансамбля), точно театр побаивается, что аплодисменты без музыки не будут долгими? Впрочем, даже эти вопросы не пришли бы в голову, если спектакль не был бы так тонко и подробно выстроен, в переходах настроений, чувств, отношений, когда недоговоренность ценнее полной ясности – недаром Вампилова многие называют самым крупным русским драматургом второй половины прошлого века, у него уж точно черт ногу сломит, если возьмешься разбираться, кто там положительный, кто отрицательный герой. Хорош ли Бусыгин, хорош ли Сарафанов? А кто же тогда Зилов, если идти дальше, в сторону «Утиной охоты»?

«Старший сын» – одна из премьер «Сферы», вышедших уже при новом главном режиссере Александре Коршунове, он же и поставил эту раннюю пьесу Вампилова, хотя сложно называть ее ранней, имея в виду, что самые поздние – «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» – написаны через два и четыре года соответственно. Нелепая история, была бы покороче, вполне бы сошла за один из его же, вампиловских, провинциальных анекдотов. Комедия, но, безусловно, очень печальная, хотя на спектакле смеются, и не раз. Редкая по нынешним временам проработка характеров, площадка «Сферы» – известная, все на виду, квадрат сцены в центре, ряды невысокими амфитеатрами поднимаются с четырех сторон. Коршунов строит театр в каком-то смысле как студию, актер и режиссер Малого театра, он сам заканчивал Школу-студию МХАТ и теперешних своих учеников из Щепкинского училища берет в театр, чтобы, можно сказать, продолжить школу, как это было принято когда-то, заложено основателями Художественного театра. Денис Береснев, который играет Васеньку, Анатолий Смиранин – Бусыгин, две девушки – Нина (Нелли Шмелева) и Макарская (Валентина Абрамова), – в каждой роли видно, что многое заложено на вырост, а многое уже и сыграно, воспринято, пройдено, прожито. Это – редкий пример живого психологического театра, свидетельствующего о его еще не израсходованном, не до конца исчерпанном потенциале. Еще далеко до пустой породы.

«Сфера» – особый театр. Признаюсь, на протяжении многих лет, так получалось, наблюдал за ним больше со стороны, отмечая особый путь – непрочитанной русской классики вроде Мельникова-Печерского; вообще Екатерина Еланская сумела в афише собрать, если можно так сказать, свой репертуар. Подхватив ее театральное дело, Александр Коршунов отчасти продолжает и эту линию, но одновременно уже чувствуется его рука, новое дыхание. Придя из Малого, хотя сам он в «Сфере» совсем не чужой, играет и ставит здесь с первых дней, Коршунов опять-таки, если можно так сказать, выбирает пьесы и прозу, которая позволяет поговорить о русском характере и о русской душе. Пожалуй, ни один другой театр не пытается так всерьез и глубоко сегодня копать в эту сторону, забираясь в такие глубины. Ведь и Шукшин – недавняя премьера по рассказам, и спектакль приглашенной сюда Марины Брусникиной по роману Антона Понизовского «Обращение в слух», и «Старший сын», и «Обыкновенная история», – это все истории про русский характер и его сегодняшние, самые что ни на есть сегодняшние и самые всегдашние, вечные вариации, про хорошее и дурное, про доброе и недоброе, про то, как злая шутка оборачивается самым искренним и добрым, родственным, сыновним чувством, как вот в «Старшем сыне».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
783
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
917
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1283
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1025

Другие новости