0
6684
Газета Дипкурьер Интернет-версия

13.04.2015 00:01:00

Новые тренды украинской политики

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук.

Тэги: украина, политика, конфликт, донбасс, компартия, конституционная реформа, федерализация, экономика


украина, политика, конфликт, донбасс, компартия, конституционная реформа, федерализация, экономика Петр Порошенко пытается модернизировать армию и страну. Фото Reuters

Сложное экономическое положение, давление со стороны крупного капитала и неспособность решить конфликт на востоке страны заставляют украинских политиков искать пути сохранения власти, по-иному расставляя акценты внутренней и внешней политики. В значительной степени этим объясняется повышенное внимание Киева к конституционной реформе и местным выборам, а также новый виток поиска внутренних и внешних врагов.

За последние полтора года антироссийская риторика и борьба с коммунистическим «наследием» приняла широкий размах, фактически став элементом государственной политики. К запрету вещания в Украине российских каналов и показа фильмов добавилась идея запретить деятельность украинской Компартии, которая рассматривается официальным Киевом как «антинародная». С высокой долей вероятности можно ожидать, что преследование представителей Компартии и антироссийская риторика будут усиливаться по мере обострения ситуации в экономике.

Борьба за власть между президентом, парламентом и правительством усилила внимание к проведению конституционной реформы. Киев пытается действовать по уже отработанной схеме – создавать совещательные органы, которые возьмут на себя разработку новой редакции Конституции. Подобные планы пытались реализовать бывшие президенты – Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Формально новая Конституция должна сбалансировать отношения между ветвями власти, борьба которых постоянно приводит к конфликтам. В реальности новая Конституция рассматривается основными политическими группами и финансово-промышленными силами в качестве механизма удержания власти. Конституционные изменения направлены на перераспределение власти между основными политическими игроками.

Предложения должны быть подготовлены конституционной комиссией, созданной Петром Порошенко. На ее первом заседании, которое состоялось в начале апреля, президент Украины расставил акценты относительно будущего развития украинского государства. Президентские предложения направлены на сохранение унитарного характера украинского государства. Кроме этого, Порошенко заявил о своей поддержке парламентско-президентской формы правления и недопустимости перехода Украины к федеративному устройству, видя в этом угрозу для последующего развития украинского государства.

Подобная позиция президента, которую разделяют в правительстве и парламенте, вновь оставляет открытым вопрос о путях решения конфликта на востоке Украины. В рамках унитарной модели невозможно найти компромиссное решение с Луганском и Донецком. Кроме того, Киев провоцирует процессы регионализации, поскольку другие украинские регионы также заинтересованы в пересмотре принципов взаимоотношений с центральными властями.

В рамках конституционной реформы основное внимание Киева обращено к децентрализации, которая наряду с правами человека и реформой правосудия должна снять противоречия между Киевом и региональными элитами. На практике это должно перераспределить полномочия в пользу президента, который получит дополнительные рычаги влияния. По крайней мере на это направлены усилия президента и его администрации, тем более что Киев заинтересован иметь механизмы, которые позволят в ручном режиме осуществлять контроль над регионами.

За все годы независимости борьба между парламентом и президентом шла вокруг контроля над силовым блоком, а также механизмом назначения глав Нацбанка и МИДа, роспуска парламента и формирования правительства. В условиях обострения политической борьбы, которая происходит на фоне конфликта на востоке страны и экономического кризиса, данные вопросы представляют для президента и парламента ключевое значение.

Пока децентрализация ограничивается укрупнением территориальных общин. Для государства укрупнение общин создает условия для экономии средств, которых сегодня катастрофически не хватает. Впрочем, к осени 2015 года, когда должна начаться предвыборная кампания, данный процесс, по всей видимости, не будет завершен, что повышает риски проведения местных выборов в различных регионах в разные сроки.

Повышенное внимание к местным выборам определяется их возрастающей ролью в сложившихся политических условиях. Местные выборы представляют собой единственный способ изменить расстановку сил в стране, ограничив влияние парламента, президента и правительства, которые задают направления внутриполитического развития. В этом заинтересованы как региональные элиты, которые оказались отстраненными от принятия решений, так и ведущие политические партии, рассчитывающие расширить свое влияние на региональном уровне. Крупный и региональный бизнес рассматривает местные выборы как элемент защиты своих интересов и поддерживает всех кандидатов независимо от их политических взглядов.

Отличительной особенностью развития Украины является внесение изменений в Конституцию в периоды острых политических кризисов. При этом изменения осуществляются не законными методами, а путем применения силового воздействия или в результате резкого обострения ситуации. Подобные изменения снижают ценность Основного закона, который каждый раз становится промежуточным итогом договоренностей основных политических сил.

Нынешние украинские политики не способны к кропотливой работе по внесению конституционных изменений. Более того, пришедшие на волне очередной «революции» депутаты, не понимают, что стабильность Конституции напрямую касается легитимности государственной власти. Преобладают подходы, при которых Конституция рассматривается в качестве инструмента захвата и удержания власти, а не как базовый документ, призванный обеспечить стабильное развитие государства.

Конституция Украины вновь стала заложником политических амбиций и инструментом политической борьбы. Основные политические силы не склонны рассматривать своих оппонентов в качестве политических конкурентов, имеющих поддержку в обществе. Борьба переносится на уровень корпоративных и личных интересов.

Приверженность Киева унитарной модели украинского государства, «зачистка» политического поля от оппонентов и несогласных, нагнетание антироссийской истерии даст кратковременный эффект, создавая в Киеве видимость сохранения власти. Однако подобная политика усиливает риски обострения политической ситуации, причем не только в Киеве, но и в регионах, которые рассматриваются различными силами в качестве плацдарма своего экономического и политического выживания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1008
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
960
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1056
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
933