0
1023
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2000 00:00:00

Кровь между нотных строк

Тэги: Спиваков, музыка, консерватория


БОЛЬШОЙ зал Московской консерватории второй раз в текущем сезоне видел знаменитого скрипача, дирижера, шоумена и мастера запоминающихся "бисов" во главе большого оркестра и с абсолютно серьезной программой в афише. Спиваков решил доказать, что его концерт - это больше, чем элитарное развлечение: от публики он теперь требует психологического "соучастия". Публика с некоторым удивлением, но вполне охотно новые условия приняла.

Спиваков только первый сезон работает с Российским национальным оркестром на правах "худрука и шефа", и ему явным образом приходится преодолевать известное "сопротивление материала": не только в работе с опытными и весьма требовательными к дирижерской технике музыкантами, но и в том, как новые для него большие партитуры "даются" или "не даются" в руки. Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева с солистом Михаилом Рудем вышел у дирижера, как огромная, грубо отесанная звуковая глыба. Музыка, где практически совсем нет ровных граней, нет никакой симметрии или гладких поверхностей, была исполнена агрессивно и размашисто. Рудь почти подавлял оркестр своими породистыми пианистическими жестами, мощным ударным звуком и напором - рояль входил в оркестровую толщу, как резец скульптора, и раскалывал тяжелые камни на большие осколки, которые Прокофьев разбросал в своей партитуре 1916 года в кажущемся беспорядке. На самом деле все, что должен здесь делать солист, играя роль варвара-разрушителя и топора одновременно, полностью подчиняется железной логике - и эта логика очень проста: "все не так", долой романтические страдания и дорогу свободной энергии, надо действовать, надо создавать музыку, круша воздушные замки прошлых времен и не чувствуя боли.

Компактный и точный оркестр в этой ернической, почти вызывающей музыке лишь иногда гремит и "дерется", но Спиваков во всех подобных случаях проявил изрядную склонность к коротким сильным ударам наотмашь. В Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича на ударах вообще держалось все - и новшеством стала как раз показанная дирижерским "курсивом" Владимира Спивакова способность музыки эти страшные удары переносить. Хрестоматийно знаменитую симфонию 1937 года одни считают трагическим документом и протестом против вакханалии террора, другие же видят в ней лишь компромисс и "ответ советского художника на справедливую критику". (Под этим имеется в виду не менее знаменитая газетная статья 1936 года "Сумбур вместо музыки", ставшая фактическим запретом оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда".) Спиваков не пошел ни по тому, ни по другому пути: он утверждает, что идея симфонии - бессмертие искусства даже в самых жутких и невыносимых обстоятельствах. Его дирижерские доказательства были тщательно отрепетированы и очень ответственно, сдержанно и сочно сыграны оркестром. Начиная с медленной и строгой первой части, которая в середине "разбухает", превращаясь в неистовое адское шествие, и заканчивая суперударным маршем в финале, дирижер четко разделил музыку на "живую" и "мертвую". В "живой" он почти зримо подчеркнул старинную звуковую символику креста, страдания и распятия, лишь окрашенную у Шостаковича новыми гармониями, но в деталях повторяющую давние музыкальные фигуры и формулы баховских "Страстей". В "мертвой" - железные агрессивные ритмы, пронзительный "крик" оркестровой меди и неумолимо наступающая развязка - безразмерно длинный и громкий "аппендикс", которым завершается Пятая симфония, был действительно больше похож на кровавый расстрел с литавровым "смертным боем", чем на триумфальные фанфары или колокола. "Незадолго до смерти Леонард Бернстайн говорил мне, что одна из его больших дирижерских ошибок в том, что он всегда брал слишком быстрый темп в финале Пятой Шостаковича. Это нельзя облегчать и превращать в первомайскую демонстрацию. В конце должно возникать ощущение ужаса, надвигающейся катастрофы, и только тогда вся музыка приобретает нужный смысл!" - здесь Владимир Спиваков ясно и планомерно осуществил свое намерение, и хотя его новое толкование одной из классических партитур ХХ века нельзя назвать бесспорным, но, по крайней мере, словесные аргументы совершенно не расходились с делом. Российский национальный оркестр играл абсолютно чисто, руки слушался беспрекословно, а в сдержанных темпах практически везде хватило сил и дыхания, чтобы добраться до предложенных дирижером "зияющих высот".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
498
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
372
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
417
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
494

Другие новости