0
959
Газета Культура Интернет-версия

28.08.2001 00:00:00

Путем зерна

Тэги: фестиваль, ташкент, поэзия


МЯГКАЯ среднеазиатская деспотия. От избытка местного триколора рябит в глазах. На фонарях - слова президента о величии нации. Угрюмые менты (все - с золотыми зубами) пристально смотрят в глаза, но не задерживают. Бесконечные проверки на дорогах. В местных газетах только хорошие новости. По первому каналу - народные песни, по второму - эстрада с девушками (пупок обнажать запрещается), по кабелю - Россия, но с помехами. Тотальная цензура на радио, ТВ и в прессе. Слово "свобода" произносится в кавычках. Старый город - на грани исчезновения и скоро окончательно накроется медным тазом голубых куполов имперской застройки.

За незаконное обналичивание валюты - секир башка. За кражу автомобиля - секир башка. За торговлю анашей - секир башка.

Зато.

Проезд на такси по городу - полдоллара.

Чашка плова - четверть доллара.

Проститутка - 8-10 долларов (Ташкент), 3-5 (Самарканд).

И вечный привкус дыма от вечного же шашлыка.

Альтернативная жизнь продвинутой молодежи: ночные посиделки под ночным небом где-нибудь на Себзаре, разговоры ни о чем, потому что - не о чем, музыка - арт-рок шестидесятых и старый "Аквариум". В общем, постоянно кажется, что очутился в начале восьмидесятых, поэтому фраза "давай быстрей, времени мало" звучит как-то глупо: единственный ритм времени здесь - это переливание зеленого чая из пиалы в чайник (лай, май, чай), и все.

За последние десять лет в Ташкенте не случилось ни одного сколько-нибудь значимого литературного события, поэтому Фестиваль русской поэзии наделал здесь много шума - хотя по московским меркам событие это было бы вполне камерным. Но Ташкент не Москва, так что три дня в тупике Льва Толстого, где расположен Музей Есенина, стоят здесь многих межпланетных турниров.

Фестиваль был приурочен к выходу альманаха "Малый шелковый путь", о котором мы уже писали, и был построен, в сущности, вокруг так называемой "Ташкентской школы поэзии". То есть вокруг трех ее представителей: Санджара Янышева, Вадима Муратханова и Евгения Абдуллаева (Сухбат Афлатуни), эту самую школу самовольно утвердивших пару лет назад. Тем паче что фестиваль игнорировали представители конкурирующей организации "Ферганская школа", поэт старшего поколения Николай Красильников, когда-то похеривший западническую "Звезду Востока", а в связи с ужесточением визового режима накануне праздника независимости к событию не поспели участники из Киргизии.

Примерно 30% из прочитанного на фестивале оказалось вполне конкурентоспособной поэтической продукцией: это Влад Соколовский с каракалпакскими мизантропиями, похабник и пересмешник Рифат Гумеров, Сабит Мадалиев и его рубаи, а также помянутая уже ташкентская троица и замечательные стихи Михаила Книжника, заочно оглашенные на фестивале.

В остатке был претенциозный трэш из школьных тетрадок - затрапезные гении с авоськами, романтические девицы с ударением на "о" в слове "звонят" и наливные юноши из местных студий. Но, как я уже говорил, смысл действия заключался именно в свободном действии, а не в качестве продукта. Тем паче - в Ташкенте, где безбедно существует только одна литература: та, что обслуживает три цвета государственного флага.

Что касается "Ташкентской школы" (апофеозом которой стал фестиваль), то придется признать: это и есть лучшее, что "производится" в Узбекистане, а "продается" на общем рынке русской поэзии (см. новые стихи "ташкентцев" в третьем номере журнала "Арион").

А на второй полосе нашего издания вы сможете прочитать рецензию на сборник "Поэзия и Фергана", где представлены стихи и проза "ферганской школы": Шамшада Абдуллаева и его разноименных клонов.

Автор рецензии придерживается своего мнения, я же добавлю, что, собственно, именно тут и находятся два полюса поэзии, которая жива Узбекистаном (хотя большая часть ее представителей давно обитает в других частях света).

С одной стороны - бесконечный бессмысленный "Анабасис", который выглядит просроченным переводом "с американского", с другой - вот эти вот "умные столбики".

Да, классицистические формы.

Да, ностальгия по городу, которого нет.

Да, арык-урюк-айван-майдан плюс детские паутинки и запах навоза.

Но это - подлиннее, адекватнее и (главное) честнее, чем китайская лапша ферганских верлибров. По отношению к городу и ко времени, благодаря которым все они состоялись - по крайней мере.

Ташкент - Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Вопреки вызовам ВВП растет, но все медленнее

Анастасия Башкатова

Предприятия готовы активизировать инвестиционную деятельность при ключевой ставке не выше 11%

0
916
Чем в очередной раз удивила Япония

Чем в очередной раз удивила Япония

Олег Мареев

Вот где видишь и передовые технологии, и сохранение живой природы

0
656
Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Половина новых школ и детских садов в России работают с перегрузкой

Михаил Сергеев

Счетная палата требует строить по типовым проектам, которые снизят расходы бюджета на 30%

0
1066
Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Евросоюз прервал недолгую санкционную паузу

Геннадий Петров

Против России вводится первый после переговоров Трампа и Путина пакет рестрикций

0
1253

Другие новости