Сардана Авксентьева попыталась защитить блогеров. Ее партия, несмотря на электоральный разворот, по-прежнему привлекает «рассерженных горожан». Фото со страницы Сарданы Авксентьевой в «ВКонтакте»
«Новые люди» (НЛ) все-таки решили не бросать окончательно либеральный прозападный электорат, однако оставив бо́льшую его часть все же непарламентской оппозиции. Судя по всему, переориентация на другие группы электората для партии прошла успешно. Однако у политструктуры Алексея Нечаева по-прежнему составной электорат, где каждая часть избирателей может сыграть свою роль при получении процентов, а значит, и мандатов по результатам выборов в Госдуму 2026 года.
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству отклонил инициативу «Новых людей», защищающую пользователей интернета от уголовного преследования. Это одна из последних условно «либеральных» инициатив НЛ. Борьба за безопасность в интернете для пользователей и блогеров может найти отклик у разных электоральных групп, но в первую очередь привлечет внимание все-таки у либеральной аудитории.
За это выступила депутат Госдумы, замруководителя фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева, которая вместе с депутатом фракции Ксенией Горячевой еще весной внесла законопроект, по которому предложено давать пользователям возможность удалить противоправный пост со своей страницы соцсетей еще до возбуждения дела. НЛ предложила уведомлять граждан о необходимости удалить противоправные посты в интернете, дав на устранение нарушения 24 часа.
Авторы отмечают, что сейчас уголовные дела в отношении лиц, «подозреваемых в распространении противоправной информации», возбуждают «без предоставления гражданам возможности самостоятельно устранить нарушение». Однако, по мнению депутатов, люди могут забыть о существовании противоправных комментариев или даже «изменить позицию по обсуждаемому вопросу».
Авксентьева отреагировала на позицию думского комитета: «Вопиющая несправедливость в том, что владельцам сайтов дают 24 часа, чтобы удалить противоправную информацию и избежать блокировки Роскомнадзора. Рядовые пользователи должны иметь такие же права. К тому же человек мог забыть, что он опубликовал или репостнул. Мог поменять свое мнение. Важно дать возможность устранить нарушение добровольно».
Автор инициативы добавила: «Только представьте: с 2010 года в России возбуждено более 1000 уголовных дел за публикации в соцсетях, из них только за 2022 год – 779 случаев. Кроме того, составлено 30–35 тыс. административных протоколов». Большинство дел – впервые совершенные преступления небольшой и средней тяжести. «Справедливо дать человеку возможность удалить публикацию самостоятельно. Это освободит ресурс правоохранительных органов для более серьезных преступлений», – заметила депутат. При этом она подчеркнула, что борьба продолжается: «Отклонение комитетом – еще не окончательное решение. Далее законопроект будет рассматривать Госдума. Надеюсь, что здравый смысл победит». Кстати, также НЛ вступились за иностранные мессенджеры, звонки по которым ограничил Роскомнадзор в августе (см. «НГ» от 12.08.25).
Между тем «Новые люди» переориентировались отчасти на патриотический электорат (см. «НГ» от 23.04.25) и практику «малых дел», ориентированную на городской и модернистский электорат (см. «НГ» от 18.08.25). Однако непонятно, почему же, «приглушив громкость», НЛ все-таки не бросили совсем либеральный электорат. Но если это целевая аудитория НЛ, то непонятно, почему же громкость обращения к ней приглушена до минимума.
Политик Борис Надеждин, который собирается выдвигаться в Госдуму и ведет переговоры с разными оппозиционными партиями, в том числе с «Новыми людьми» (см. «НГ» от 07.10.25), пояснил «НГ»: «Сейчас все без исключения думские фракции оказались в сложном положении. Потому что в преддверии кампании выборов в Госдуму все партии ходят в администрацию президента и согласовывают свою роль, всем им раздают сценарии выборов. Но пока окончательного сценария нет, и политструктуры предпочитают не рисковать».
Надеждин согласился с тезисом, что НЛ в последнее время переориентировались на городской, модернистский и прогрессивный электорат, максимально дистанцируясь от понятий «прозападный» и «либеральный», «потому что эти понятия у нас сейчас дискредитированы и такие ярлыки любой думской партии ни к чему». При этом политик обратил внимание, что, несмотря на рассказы о миллионах релокантов и о том, что все противники власти и СВО уехали, такие избиратели по-прежнему есть в России.
«То, что все несогласные уехали, – это миф. Это доказывали и огромные очереди в январе прошлого года, люди приходили, чтобы поставить подписи за меня при выдвижении на президентских выборах (см. «НГ» от 25.01.24). В стране, даже по официальным опросам, остались миллионы людей, которые не одобряют действия власти. Даже если партия оставит свою активность при обращении к этой аудитории на минимуме – это все равно даст ей на выборах несколько процентов голосов. Конечно, развернуться в полную силу они не могут в рамках политических ограничителей, это поломало бы весь сценарий думской кампании. Ведь в теории тогда НЛ могла бы набрать больше остальных партий думской оппозиции. А все партии действуют более или менее в рамках сценария. Кстати, больше всего от этого ограничения страдает КПРФ, которая могла бы получать раза в два больше мандатов», – сообщил свою точку зрения Надеждин.