0
895
Газета Культура Интернет-версия

09.10.2001 00:00:00

Теневая структура

Тэги: фестиваль, прибалтика


УЗКАЯ краюха света. Стол. За ним в плотном кругу сидят люди. Они быстро-быстро передают друг другу скрипящие рукописные листы. Посуху жестикулярно умывают руки, а потом колышут ими, словно мутировавшая инфузория ворсинками. Все они, двенадцать человек, - словно один кишечно-полостный организм, будто одноклеточное с головогрудью и ядрышком, - заглатывают все и вся попадающее в их ареал. А потом выплевывают растерзанные отслужившие останки. Это система, даже, пожалуй, СИСТЕМА - так, наверное, надо писать название этого явления. Величественно, со страхом и трепетом выводя каждую заглавную букву. Всякое соображающее существо, где бы оно ни жило, кем бы оно себя ни считало - рабом или магистром, - часть этого омерзительного механизма. Машины, именуемой цивилизацией. Так что, разглядывая персонажей этого спектакля, не надо вспоминать СССР. Ведь ленинские бюстики в углу, по-курехински превращающиеся в грибы, - всего лишь часть придурковатой земной мифологии. Там могли оказаться нероны или гордые таркивинии - кто угодно. Все указания на времена - только антураж, мишура, в которой должны утонуть истинные обстоятельства и подлинные действующие лица: учитель и ученики, ломающие систему. Конструирующие новый животворящий механизм.

Человека, затеявшего все это, придумавшего способ перенесения булгаковского романа на сцену, зовут Оскарас Коршуновас. Он из Литвы, живет и работает в Вильнюсе, много гастролирует. На фестивале "Балтийский дом" бывал не раз, но открывает его впервые. Коршуновас - плотненький, невысокий бородач тридцати двух лет. Сегодня, пожалуй, самый важный прибалтийский режиссер. Тем, кто, возмутившись, спросит: "А как же Някрошюс?" - отвечу: важность - не в гении, а в мирской перспективе. Някрошюс - бог. Его слово повисает в воздухе, изолентой обвивая пространство, - не то что не повторить. Не продохнуть просто. А Коршуновас - учитель, и по повадкам, и по масштабу. Он вроде бы и ровня молодым режиссерам, но в то же время говорит такое, что хочется повторять, передавая из уст в уста, из города в город. Оскарасу нравится учить, он в восторге от того, что его язык - универсуум, без перевода понятный любому, хотящему понять. Всякому, способному видеть. Он любит учеников, которым, уверяю вас, может стать каждый, сидящий в зале: талантливый режиссер из Ростова или способный критик из Москвы. Ученики же отвечают ему взаимностью, ведь человека любить так просто. И так приятно. Не то, что Бога.

История превращения книги о Дьяволе в спектакль об Ученике интересна и поучительна. В ее основе, видимо, не только желание доказать, что ученик тот самый несгораемый шкаф, в котором и рукопись и знание уцелеют. Есть еще и обыкновенные проблемы со сценической реализацией текста. "Мастер и Маргарита" - ведь невыносимая кутерьма фантасмагорий и волшебств, которые поставить в театре попросту невозможно. Приходится вычеркивать, вырезать, выбрасывать. И в остатке - только живительное слово, гулкая мудрость, которую хочется понять, а нельзя. Потому что страшно и огромно это чувство - ученическая любовь.

Тут - на сцене - любовь в Иванушке Бездомном, кажется, центральном персонаже спектакля. Центральном, но не главном. Он - как Александрийский столп, на который нанизывается Дворцовая площадь, - только видимый стержень постановки. Главные тут - Мастер на Земле. И Сын Божий на Небесах. Соответственно осязаемый и трогательный Ритис Саладзюс и яркая тень в светлом квадрате.

Евангельский сюжет проступает тут лишь однажды - схематично и девственно, словно не хочется до него дотрагиваться, словно жжет язык. Мы видим только, как Пилату, вылупившемуся из образа доктора Стравинского, Иешуа исцеляет мигрень. И ветер над Городом, и надвигающуюся грозу. Зато бал Сатаны - лакомый кус. Каждый его ломтик - шедевр, удивительная игра света и тьмы. Забава божественного таланта, перетекающего в бесконечное мастерство человека.

Лабиринт залов и комнат нам виден сквозь белую ширму экрана театра теней. За ней творится безумная какофония: мелькают силуэты бунтарей и убийц, душителей и сладострастников, негодяев и маньяков. Маргарита гордо восседает в кресле, выпятив колено, готовое к тысяче поцелуев. Но это - задник, второй план. На первом плане - Воланд, живой, настоящий, материальный, смотрит в глаза такой же подлинной Маргарите. Молчание. Сумрак, слегка заплетаются кудри. Первичное стало пустым, ненужным, затерявшимся в собственном следствии. Люди запутались в своих тенях. Тени стали жить самостоятельно. Как и ученики после смерти учителя, впитав все лучшее, все дорогое. Воландов каприз - чертов бал - тут прямая противоположность Тайной вечери, сокровенному собранию, ангельскому буйству. Которое нам не увидеть - ибо мы всего лишь твари и Бога не воспримем. Нам нужен учитель, способный поднять наши тяжкие веки и указать на свет в замкнутом круге.

Ь - дурная буква. Пустая, короткая, только для связки. Также и ученики - всего лишь звенья в цепочке, хитроумно сплетенной наставником. Они, наверное, хранят в себе теплоту его рук, жар его мысли. Мысли, разрушающей каноны, переписывающей Истину, продолжающей историю. Коршуновас этим спектаклем доказал свое право на звание учителя. Мастера. Только вот покоя он не дождется - рано ему на покой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
352
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
190
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
201
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
188