0
946
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2001 00:00:00

Здесь кто-то был

Тэги: братья, коэн, фильм


Позапрошлым летом братья Коэны отметили 15-летие своего дебюта "Просто кровь" выпуском его ремастированной версии. Предварял фильм вальяжный старец-прокатчик, некий Мортимер Янг, объяснявший доверчивым зрителям: "С появлением в 1984-м "Просто крови" мир заговорил о независимом кино". Наглейшая ложь, вполне в духе братьев. Однако это ложь, очень похожая на правду. Коэны (Этан традиционно значится в титрах продюсером, Джоэль - режиссером, сценарий пишут вместе) любят и умеют удивлять - не только тем, что в саундтреке их новой ленты звучит Людвиг Ван Бетховен. Братья работают с точностью часового механизма, выдавая по фильму в год, и что ни фильм у них - то новый уровень планки, которую братья поднимают все выше, и выше, и выше. При том, что эти работники ножа и топора ходят все время по краю родному - на грани автоповтора, на волосок от тиражирования стиля. Но пока удерживаются. Сегодня они увлечены погружением в прошлое: вслед за кантри-одиссеей времен Великой депрессии "О, брат, где ты?", устремили взгляд в 1949-й и подкинули "Человека, которого не было", жутковатый карандашный набросок, черно-белый сюрреальный ноктюрн на темы "черного фильма".

Жанр "film noir" родился в "великодепрессивные" 30-е и расцвел в 40-е благодаря усилиям таких белых джентльменов, как Джон Хьюстон, Хоуард Хоукс и Энтони Мэнн. Вот исчерпывающий рецепт приготовления "нуара": "Начните с чашки дурных новостей, добавьте ломтик разбитых обещаний, смешайте с правонарушениями и доведите до кипения. Варите на медленном огне, снимая пенку истины; подавайте охлажденным (иначе говоря, cool)". Ключевые слова: заблудшие души, шантаж, ночь и город, ложные обвинения, реальные преступления, "который час - и то никто не знает точно".

Львиная доля современных "независимых" паразитирует на "film noir"; несть числа нео-нуарам - от ироничной стилизации талантливого Джона Дала "Ред Рок Вест" до поделок класса "В" наподобие "Выхода в красное" или "Пушки, тачки, блондинки" (в последнем, кстати, играл коэновский "человек" Билли Боб Торнтон). Но только Коэны сняли не изощренное подражание старым мастерам, а настоящий и действительно великий "черный фильм", достойный сравнения с классикой.

Человек, "которого не было", - это Эд Крейн (Торнтон), калифорнийский цирюльник, тянущий лямку ежедневного существования в заштатной Санта Розе. Но все аккуратные улочки этого городишки - так, фальшивка, потемкинская деревня, дым-туман, потому как настоящее место пожизненной прописки Крейна - Коэн-сити, где весь земной век меланхоличный Эд задумчиво стриг отжившие свое волосы, не вынимая сигареты изо рта, под неумолчную болтовню постоянных клиентов - обожаемых Коэнами гротескных пожилых толстяков. На досуге брил ноги жене-бухгалтерше (Фрэнсис МакДорманд, муза и жена Джоэля Коэна) и, кажется, испытывал определенный интерес к опекаемой им молоденькой пианистке Берди. Наблюдал за нехитрыми провинциальными увеселениями, вроде скачек на свинье. Комментировал все происходящее, и одинаково невозмутимо рассказывал и про шурина Фрэнка, и про самого дорогого адвоката Калифорнии Фредди Риденшнайдера, ненавидящего факты, потому что в них нет смысла. Не знаю, мечтал ли Эд о великом богатстве, но однажды доверился аферисту, предложившему вложить десять тысяч в новомодную химчистку, пошел на шантаж жениного босса по кличке Большой Дэйв, вляпался в аферу с дурным концом и кончил земной путь на электрическом стуле. И гений Риденшнайдера не помог.

А вообще увольте; пересказывать сюжет "Человека" - последнее дело. Этот фильм - в отличие от прежних коэновских детищ - почти не смешон и фантастически, нарочито, почти невыносимо замедлен. Он нетороплив, как вечно сонный герой Билли Боба Торнтона, что тонет в клубах табачного дыма и безвозвратно вязнет в потоке неподвластной человеческому разумению жизни. Жизни, что и есть сон.

Вместе с постоянным оператором Роджером Дикинсом Коэны сотворили картинку тонкости и красоты невероятной. Густой дым обволакивает, кажется, и внеэкранное пространство, придавая вкус нереальности окружающей действительности; визуальная сторона кристально, недостижимо совершенна и - я не шучу, какие уж тут шутки - достигает метафизических глубин уровня сокуровского "Камня". Та же хрупкая, зыбкая, нездешняя черная белизна, цвета иных миров и потусторонних пространств. Удивительная по пугающей красоте сцена смертной казни закономерно венчает это мрачное действо. Билли Боб Торнтон же - почти как ушедшие в небытие гении старого кино - создает ощутимое напряжение, не прибегая даже к малейшим актерским уловкам, одним физическим присутствием, тем, что он просто есть на экране. Так что если что-то в фильме несовершенно, так это, единственно, дезинформирующее название. Что не помешало братьям Коэнам в третий раз получить каннский приз за режиссуру. Аплодисменты, аплодисменты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
302
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
161
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
171
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
161