0
914
Газета Культура Интернет-версия

20.02.2002 00:00:00

Родные чудовища

Тэги: драматург, драгунская


Два года назад в интервью, посвященном взаимоотношениям драматурга и режиссера, на вопрос о том, кто есть современный герой, Ксения Драгунская ответила: допишу, мол, пьесу своей мечты "Ощущение бороды" - там и увидите.

Итак, драматург Драгунская и режиссер Ольга Субботина, обе большие индивидуалистки, творческим и карьерным развитием долго занимались порознь. Субботина ставила декларативно "зрительские" спектакли, что, может, кого и раздражало, но только не зрителей. Режиссер желал и умел сделать театр привлекательным, неутомительным, раскрывая драматургические замыслы, подобно карточному трюку, - с шиком и не до конца. Драгунская же наконец окончила пьесу "Ощущение бороды", и Субботина тут решилась ставить ее в "Центре драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина" на площадке Музея Высоцкого. Видимо, в этот самый момент звезды на небе перемигнулись и сошлись в какую-то благоприятную комбинацию.

Ксения Драгунская не без лукавства именует свою пьесу "народной поэмой". То ли про народ, то ли для народа, то ли все сразу. А значит, следует предположить, что и в современных героях здесь - народ. Звучит эта версия как-то некрасиво, хотя и небезосновательно. Но драматургия Драгунской совершенно не переносит никакого "ярлычества" по причине своей иронической позитивистской природы. Народ - слово тяжелое, в России у него отчего-то плохая биография. Тем более в пьесе "Ощущение бороды" он и не безмолвствует, и не полемизирует, а просто живет себе.

Так же как Ольга Субботина в своих постановках театрализует действительность сценическую, Драгунская азартно предается театрализации действительности, ею самой выдуманной. Кто-то узнает внесценический прототип Юры Лифшица, кое-кто угадает колдунью тетю Катю Шаурину, и уж наверняка многие поперхнутся при упоминании близнецов Жени Григорьевой и Лены Морозовой. Это угадывание имеет только лишь театральную природу - немного добродушного ехидства, перца, озорства; непосвященные его, вероятно, и не воспримут - не беда. И Драгунская-драматург, и Субботина-режиссер не желают отстранения от зрительного зала и театральной среды в целом. Не желают и не допустят. Впутают зрителя в затеянную игру так, что тот и не заметит, как окажется в самом ее центре.

Центр - деревня В. Дворики (и у нее, кстати, прототип имеется), где однажды объявляется столичный "молодой, но уже известный литературовед Марина Дербарендикер" (текст легко цитируется, значит, скоро разбредется на цитаты). Марина (Елена Захарова) - растерянный летописец и хроникер с ноутбуком под мышкой. В маленьких диких Двориках ей встречаются: напуганный лесным чудовищем деревенский дурачок Юра Лифшиц (Артем Смола), немая Кузнецова Внучка (Ольга Лапшина), Призрак Князя (Михаил Жигалов), местный пастух-поэт Ковбоец (Владимир Панков), собственно Чудовище (на сцене не появляется, но страшно и тяжко стонет). С колосников валятся закамуфлированные спецназовцы, православный батюшка разъезжает на велосипеде, леса горят, чудовище стонет. Фантасмагорический абсурд происходящего и произносимого оказывается вдруг так уютно узнаваем! Узнаем свои призраки, своих чудовищ, радуемся им, как родным и, признаться, подзабытым. Удивительно гордое чувство любви к себе и своей дурости, предстающей в спектакле особого рода дарованием. Национальным достоянием даже. Что до дурости - кому она дурость, а кому и "философия бытия". Вот.

Драгунская и Субботина намерений своих не скрывают: пьеса легка, будто написана пером, а не при помощи ноутбука, ее чудаки, чудовища и призраки - родные, а потому не отдают потусторонним мистицизмом, слово защиты в адрес родных чудовищ звучит ласково и ясно. Постановка вторит пьесе, будто бы "подталкивая" ее к зрителю, доверительно и раздумчиво следуя ее приметам. Театр в спектакле Субботиной жизнерадостен, комичен, лиричен. Он приятно молод и не обезображен мутной рефлексией. Еще как-то по-мушкетерски беспечен - пошалили, поубивали, посмеялись, а потом и задумались.

Призрак Князя, тоскующий в старом замке В. Двориков, знающий толк в шампанском, юных девах и прочей красоте, чуть не со слезой призывает беречь своих чудовищ. И правда, бороться с ними бесполезно. Легче полюбить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
527
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
654
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
196
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
725

Другие новости