0
739
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2002 00:00:00

Маленький герой большого города

Тэги: зритель, спектакль, гришковец


При входе, кроме билета, дают еще одну красивую бумажку - "схему прохода в "Город" Евгения Гришковца". На обороте трогательное пояснение: "Гардероб, буфет и туалет не работают". Ниже: "Художественный руководитель театра И.Л. Райхельгауз". И роспись.

Казалось бы, вышеупомянутое имеет для спектакля "Город" театра "Школа современной пьесы" значение не великое, но только лишь прикладное. Зритель, следуя сложному маршруту, пробирается в зал с тылу, не через парадное фойе, а сквозь темные, замусоренные дворы. Отсутствие удобств видится частью режиссерского замысла Иосифа Райхельгауза - будто бы не в театр явились, а так, зашли прямо с улицы, не сняв тяжелых пальто. Не спектакль смотреть, а просто - подглядеть частную историю, каких случается множество в любой точке города ("во время спектакля ведется прямая трансляция звука с Трубной площади"). Любого, вероятно, города. По дороге к одной из таких точек расставлено и рассажено множество веселых бездомных - намеренно ли, стихийно ли, не важно. Главное узнаваемо до дрожи в коленках.

Художником спектакля заявлен Давид Боровский: среди двух встречающихся зрительских амфитеатров - четыре высокие стремянки, у подножия каждой, на расстеленной газете - ведерки из-под краски. Ремонт как символ бесконечности. Каково? Ведь не поспоришь. Героев, как следует ожидать, четверо: Он (Саид Багов), Она (Юлия Меньшова), Отец (Альберт Филозов), Друг (Виктор Шамиров). Плюс эпизодическая роль водителя (Иосиф, естественно, Райхельгауз). В обозначении действующих лиц и, собственно, диалогах - восхитительная, узнаваемая обычность. И правда, много ли найдется в театре (жизни) иных персонажей, какими бы именами они ни назывались? В режиссуре - предельная лаконичность (на этот раз порядком обездвиженная), однажды уже заявленная Райхельгаузом в постановке пьесы Евгения Гришковца "Записки русского путешественника", блестяще разыгранной Василием Бочкаревым и Владимиром Стекловым.

В, условно говоря, интриге - ясная простота, узнаваемая в тысяче пьес и сюжетов: Он хочет уехать, не совершить физическое перемещение, а просто-таки "рвануть" в неизвестном направлении, вон из этого города, как будто это все решит и все изменит. Но жена, ребенок, родители - все любимые, объясниться и развязаться с ними трудно. В отличие от множества подобных сюжетов Он Гришковца (тоже, кажется, решавшего однажды такие проблемы) уезжает. При активном содействии Райхельгауза-таксиста. Последним, неэлегантным штрихом Райхельгауз-режиссер подмахивает замысел Гришковца, а обозначив пункт прибытия героя - насиженную его стремянку. Вернулся, мол, на круги своя. Интрига исчерпана, воля героя, его порыв в одну секунду сценического времени оказываются обесцененными. И скучно, и грустно, и зря.

Личное обаяние автора велико. Оговорюсь - не автора даже, но персонажа, придуманного Гришковцом в "Одновременно", "Как я съел собаку", "Планете". Отозвалось это и в "Записках русского путешественника" благодаря артистам Бочкареву и Стеклову. Персонаж этот - индивидуальность особого рода, привлекательная не в последнюю очередь благодаря собственному растерянному добросердечию. Герой Гришковца открывает в сложном простое, в простом - сложное, чему удивлен и рад бесконечно.

Поэтому трудно зрительски и человечески следовать персонажу, каким его играет Саид Багов - немного желчному, уставшему, неустроенному, не сказать чтобы сильно обаятельному. Тут - почти что контрапункт "лирическому герою" самого Гришковца. После спектакля на реплику, что ж Он такой злой, кто-то с усмешкой отозвался: какое время, такой и Он. Можно продолжить логический ряд: какой город, такой и Он. Вот так просто. А почему уехал? Чего искать? Хотя, тогда понятно, почему вернулся - город, он же везде город. Вообще говоря, не стоило и пытаться.

"Лирическим героем" в спектакле "Город" оказывается совсем иной персонаж - Она, Юлия Меньшова, чудесная, оказывается, артистка, чуткая к зрительскому сопереживанию. Принимая свою сторону в диалоге мужского-женского, она говорит, что город, где стоит твоя школа, может быть только один, куда бы ты ни "рванул" после. Гришковец не зашифровывает своих текстов, оттого и существует настолько высокая доверительная степень их актерского присвоения. Саиду Багову в отличие от Меньшовой как-то не веришь. Может, он попросту недобрый артист, да простит он такую вольность? Хотя, зритель, как и режиссер тоже волен выбирать своих героев.

Личное обаяние автора несомненно, потому кажется: все, что имеет к нему отношение, непременно хорошо. Но - Гришковец, открывающий прекрасное в обычном, теряется, если обычное берет верх над прекрасным. Кажется, Райхельгауз распорядился именно так.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
525
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
650
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
195
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
722

Другие новости