0
844
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2002 00:00:00

Кто хочет стать Гулливером

Тэги: театр, художники, сезон


Год назад экспозиции "Художник и режиссер. Москва. Конец XX века" в Малом Манеже, "250 лет Большому театру" в Манеже Большом, а также "Итоги сезона", подведенные в залах "Дома Островского" на Ордынке, показались событиями настолько значимыми и сильными, что снизить темп в году нынешнем было бы кощунством. Выставки и вправду были хороши - и в плане организации экспозиционного пространства в целом, и максимальной, "честной" эксплуатации информационных поводов, и зрелищности, и информативности, и качества представленных работ.

Некоторое время назад в "Доме Островского" закончилась выставка молодых театральных художников "Клин". Событие любопытное и ненапрасное. Громадные живописные полотна, сотни крошечных эскизов, макеты декораций, объекты и инсталляции - все, чего требуют от современного искусства и часто не находят, хотя, казалось бы, вот оно. Многие работы, представленные на "Клине" (Евгений Никоноров, Екатерина Спасоломская, Алексей Кондратьев), перекочевали теперь в другую экспозицию - "Итоги сезона", также санкционированную и устроенную Союзом театральных деятелей. Выставка проводится уже 38-й раз и проходит в помещении Музея современного искусства на Петровке.

Помещение оказалось тесновато, чтобы вместить около 300 экспонатов от 80 участников. Катастрофически не хватало воздуха. Не в смысле духоты, просто не получалось вдумчиво рассмотреть одну работу, отойти на шаг, полюбоваться издали. Шаг в сторону от макета Олега Шейнциса к "Шуту Балакиреву", а пред тобой уже, к примеру, "Набукко" Сергея Бархина. Обернешься - его же "Свидетель обвинения". Не успеешь вздохнуть - тут тебе и макетище Станислава Бенедиктова к "Лоренцаччо" с перевернутым пространством зала и сцены. Шагаешь, как Гулливер, среди маленьких миров, в панике - не упустить бы чего, не проглядеть бы!

Макет, конечно, зрелище гипнотическое. Театр индивидуалистов от сценографии. Трудно вспомнить, когда это началось, но театральные художники чаще и чаще, по мере возможности и дарования, выстраивают все более агрессивную среду актерского обитания. Часто самолично решают постановку в большей степени, нежели, например, актеры. Едва ли кто-либо из них согласится с существованием так называемого "театра художника" наравне с "режиссерским" и "актерским" театром. Но индивидуалистами быть желают - недолюбливают слово "декорация", предпочитая определения пообъемнее: сценография, художественно-пространственное решение. Или поэтичнее - образ, но порой настолько емкий и тиранический (см. некоторые работы Юрия Харикова), что глядишь на них, как на роскошную инсталляцию. Кстати, именно хариковские эскизы и макеты Сергея Бархина в этот раз показались наиболее театральными. Хариков - в силу буйной фантазийности вкупе с производственной функциональностью. Бархин - благодаря почти что изысканной, деликатной лаконичности. По-своему замечателен макет Олега Шейнциса к спектаклю "Орнифль" - также лаконичная пространственная архитектура, осиянная холодным красивым светом - как в склепе. Реальная декорация куда скучнее. Макет - своеобразная концентрация замысла, в масштабе один к двадцати. Замысел можно развить, распластать или размазать. Иногда он распадается сам. Шейнцис - художник опытный, но, кажется, немного скучающий.

Право же, театр - дело коллективное. Восемьдесят индивидуалистов, множество состоявшихся постановок, итогом - выставка, которая им тесна. В работах молодых авторов ученического только лишь старательность и отсутствие явной дерзости. И все же грядущее "омоложение" в цехе театральных художников очевидно; мастера сами воспитывают себе учеников и теперь выставляются с ними в одном зале, в чем есть своеобразная гармония и закономерность. Поколения сменяются не внезапно. Какое-то время они вынуждены мирно соседствовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1180
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
890
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1347
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
745