0
1126
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2002 00:00:00

Беги, Кира, беги

Тэги: кирилл серебренников, спектакль пластилин


Замысловатые сережки, перстни, какая-то дурная кепка, майка с бен Ладеном и огромные южные глаза - вот он Серебренников Кирилл - маг современного театра, нахаленок ростовских улиц, реформатор сценической речи. Его предыдущий спектакль "Пластилин" начинался со слова "отсоси" и заканчивался фразой "я обоссался", нынешний - куда хлестче - "х....й" начинается, да и кончается ей же. Вроде бы ужас-ужас, но Серебренников не стесняется, наоборот - заставляет артистов отчетливо артикулировать каждое бранное слово, каждый нецензурный звук. Отказавшись однажды ставить классику, выискивает где-то невиданные досель тексты и потчует ими раскрасневшуюся от напряжения публику. Это его концепт. Его сладостный срединный путь. И "Откровенные полароидные снимки" - нынешний его спектакль - на этом пути словно указатель: направо пойдешь - до фига найдешь, а налево пойдешь - еще больше огребешь. Серебренников чует это своим яростным природным чутьем, смело идет дальше и роет, роет вглубь, до нежных прожилок души, до умиротворяющих слез.

"Снимки" эти придуманы несколько лет назад английским драматургом Марком Равенхиллом и вместе с русифицированной ранее пьесой "Shopping & Fucking" составляют единую смысловую композицию, монументальный срез человеческих пороков и надежд. И там и тут прекраснодушные гомоперверты, вожделение, непереносимая боль, надежда и отчаяние. И там и тут - кучи дерьма, мата и беспросветных грубостей. И там и тут - жизнь как она есть, безо всякого сна - одна лишь голая неутешительная серость, будни и болезни.

Серебренникову это нравится, он все выплескивает на сцену, слегка лакируя реальность, смягчая горе ироническим смехом, а ненависть - смешным оборотом. В красном кафельном квадрате копошатся неприятные люди, по стенам мерзко сочится вода, в целлофановом пакете отдыхает покойник, но нам все кажется очень красивым, ярким и заманчивым. Напоминает модные съемки из молодежного журнала - вроде бы глянец, а вроде бы и нет. Что-то среднее, не поймешь. Вот молодой гей умер от СПИДа (этого не говорится, но мы понимаем, что именно от него), должен бы лежать себе тихо, а он - уже покойником - требует от своего любовника доставить ему последнее сексуальное наслаждение. И несчастный, превозмогая страх и боль, тянется рукой к заветной цели. Или вот вышедший на свободу убийца-анархист пришел к своей бывшей любовнице. А та - член районного совета и совсем его не ждала. Но все равно раздевается и ложится на спину. А вот подруга гомосексуальной парочки - ее вечно бьет приятель, но она идет к нему и любит его, и надеется на завтра. Это не чернуха, это - бытовуха. Чуете разницу? Чернуха - это когда все плохо и хорошо не бывает. Бытовуха же - это радость в гадости. Солнце черт знает в чем, откровенность за предательство. Бытовуха - прекрасна, честна и невероятно перспективна. В ней нет и тени маргинальности, она всемирна и всепоглощающа. Ее идеал - раздетый и разнузданный Семен Семеныч Медведенко, вечно думающий о деньгах, папашиных лошадях да девочках-подростках. Только тут - в бытовухе - он не смешон и не страшен, он обычен и интересен. Со всеми его трещинками. Серебренников знает это и режет по живому.

Кто-то (я даже догадываюсь кто) возмутится очередным появлением на сцене лиц со сверхъестественной ориентацией - мол, задавим гадину на ее корню. Любимые мои, выпускницы и выпускники, да ведь не виноват же Равенхилл в том, что быт этой части народонаселения знаком ему лучше, чем, скажем, растрепанный домострой или богемное многоженство. Чем династии алкашей-сталеваров или неполные семьи учительниц по химии. Представьте, что герой Анатолия Белого не стриптизер из России, а какая-нибудь шлюшка - Зоя или Анжела - и все у вас устроится, ваш миропорядок оживет и завертится. И как только это произойдет, вы сообразите, что для Серебренникова разницы тут нет никакой: просто так вышло, просто мальчик живет с мальчиком. А мог бы с девочкой. Это не манифест, не гимн - это кусочек настоящей жизни, где есть и такие вот дядьки - в шортиках в облипку и чудным маслянистым взглядом.

Подлинность - вот к чему стремится Серебренников. Правда - смысл его деятельности, задача творчества. Ради достоверности он готов пойти на все: колбаситься до потери пульса, обвешаться колечками-фенечками, философствовать, материться, переписывать пьесы, переселять героев из Англии в Россию. Иногда хочется его попридержать: "Кира, Кира, обождите, не так стремительно, можно и оступиться". Но он не слышит и бежит, бежит. По своему срединному пути - к истине, к свободе. Спешите видеть или даже снять. Хотя б на полароид.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1753
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4298
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2358
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2674

Другие новости