0
1143
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2002 00:00:00

Диагноз - лицедей

Тэги: карбаускис, театр, спектакль


В "Табакерке" - театре, который Олег Табаков не без оснований зовет "подвальным", режиссер Миндаугас Карбаускис ставит спектакль, в программке к коему не значится художник. На сцене: деревянный помост, пара занавесей, стол да небольшое число предметов для театральной игры - скромные атрибуты "подвального" театра. И это хорошо - режиссер Карбаускис чувствует пространство.

Постановка пьесы Томаса Бернхарда "Лицедей" - чуть не первая в стране. За провинцию ручаться трудно, но в Москве этот автор ставится точно впервые. Сборник переводов его пьес вышел лишь пару лет назад, и публично подступиться к драматургии, довольно-таки неуживчивой со сценой, пока что не рискнул никто. Миндаугас Карбаускис укротил "Лицедея", прибегнув к довольно значительным сокращениям и, признаться, кое-каким переменам - редкий случай, когда режиссера не хочется обвинить в вандализме. Можно, конечно, задуматься, отчего финальный пожар (у Бернхарда) в спектакле внезапно становится потопом, можно доискаться до сути метафоры (одной и другой), но лучше попросту принять все, как есть. Прочитать финал на уровне зрительского ощущения - так будет вернее.

Еще одно различие между драматургом Бернхардом и режиссером Карбаускисом - очевидное человеколюбие последнего. Центральный персонаж пьесы, лицедей Брюскон, - немолодой актер государственных театров, игравший Фауста и Мефистофиля, брюзга, деспот, практически лишенный ненужных собеседников и даже слушателей в своем нескончаемом монологе. Попирая трухлявые подмостки в таверне заштатного поселения именем Уцбах, актер и постановщик собственной пьесы "Колесо истории" провозглашает: "Шекспир, Вольтер и я". Ирония драматурга (образца 1984 года) в адрес государственных репертуарных театров, а также истовой, вдохновенной графомании слегка пугает: время длится, а повод иронизировать все неизменен.

У Карбаускиса иначе. Из фактически монопьесы возникает большой спектакль, где каждому персонажу найдено свое место. Где Брюскона слушают хоть и без должного внимания, но с сочувствием, как буйно помешанного, как своеобразного юродивого от театра. Ибо, кроме театра и своей судьбы, в нем Брюскону ни до чего нет дела. Разве что до куриной лапши на обед. Лицедей Брюскон Андрея Смолякова - вовсе не деспотичный брюзга, а трогательный безумец, выдумщик, фантазер, но - увы - не гений. О чем, возможно, догадывается, но смириться с этим не желает. В финале, за секунду до начала представления "Колеса истории" - Брюскон в панике: "Может, я только возомнил себя великим, себя и свою комедию?" Ответом - потоп (у Карбаускиса) и бегство зрителей, всех до единого. "Я как чувствовал", - тихо говорит Брюскон. Что же, теперь конец Брюскону? Нет, жажда театра, болезнь театром неистребима, и тусклый Уцбах - наверняка не последняя сцена "гастрольного тура" брюсконовой труппы.

Немногословные слушатели Брюскона - люди едва ли обуянные театром, но если приглядеться - тоже ведь персонажи, то есть актеры, представляющие зрителям комедию "Лицедей". В Уцбахе день кровяной колбасы: медленно пересекает сцену трактирщица (Елена Цапко) с окровавленными по локоть руками - леди Макбет, не иначе. Дочка Брюскона Сара (Лина Миримская) обучается сценической выразительности в роли леди Черчилль, в перерывах ковыряя в носу. "Непринужденность - с одной стороны, и тончайшее понимание искусства - с другой" Миримской вполне усвоены - в отличие, кстати, от Сары. У каждого здесь свой театр, но никто и вполовину так не страстен, так не серьезен, а потому и не жалок, как лицедей Брюскон-Смоляков. Он, конечно, великий персонаж. Пусть не гений, но верность собственному безумию - тоже талант. Особенно если это безумие зовется театром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1180
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
890
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1347
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
745