0
937
Газета Культура Интернет-версия

06.09.2002 00:00:00

Тоже конкурс

Тэги: анапа, киношок


Традиционно, уже в 11-й раз гостеприимная Кубань соберет в себе кинопространство стран СНГ и Балтии. На берегу Черного моря в курортном городке Анапа сегодня открывается фестиваль "Киношок". "Киношок" - пожалуй, единственный киносмотр, который с завидной регулярностью отслеживает киноситуацию на просторах бывшего СССР. Существует, правда, Кинофорум. Однако Форум - фестиваль больше просветительского плана, который кино просто показывает. Здесь же существует еще и конкурс.

Хотя кинофестивалей с начала года уже состоялось множество, "Киношоку" удалось порадовать премьерами. Пожалуй, только "Убитые молнией" Евгения Юфита могли увидеть немногие кинолюбители на спецпоказе во время Московского кинофестиваля. Остальные картины - абсолютно премьерные. Чудесным образом попала в Анапу лента "С любовью, Лиля" Ларисы Садиловой. Она была заявлена на фестивале "Окно в Европу" в Выборге, однако туда не успели сделать копию. И вот фильм в Анапе. Фильм "Практика" - не только премьера, но и дебют выпускника ВГИКа Андрея Макарова. С интересом ждут "Ковчег" Юрия Кузина, снятый по сценарию Геннадия Шпаликова. Игорь Минаев представит свои "Лунные поляны". Этот фильм он сделал после десятилетнего молчания, и многие помнят его последнюю картину "Наводнение", которая была в конкурсе "Киношока". Тогда Изабель Юппер, которая там играла, получила в Анапе приз за лучшую женскую роль. Впервые в России увидят новые латвийские, белорусские, армянские, эстонские и литовские картины. До сих пор непонятно, доедет ли до Анапы узбекский фильм "Танец мужчин" известного режиссера Юсупа Разыкова, хотя все договоренности на показ, казалось бы, существуют. С картинами наших южных стран всегда какие-то сложности. Программный директор фестиваля Сергей Землянухин назвал эту ситуацию "восточным синдромом". И вообще восточное и кавказское кино развивается рывками, хотя многие казахские и киргизские картины часто снимаются при европейском участии (особенно французы любят и всегда поддерживали именно азиатское кино). Но несмотря на это, ситуацию нельзя назвать ровной - то сразу снимается несколько фильмов, то ни одного. В этом году, например, на фестивале вообще не будет грузинского кино, что является беспецедентным случаем. Хотя все мы понимаем, что объективно связано это прежде всего с непростыми внутриполитическими проблемами в самой Грузии. В Прибалтике, наоборот, киноситуация абсолютно прозрачная и цивилизованная. Там четкая государственная программа развития кинематографа. Кино поддерживается также различными гуманитарными фондами. Ни разу не возникло проблем и с получением картин. Интересно и то, что два конкурсных фильма - "Лунные поляны" и "Практика" - сделаны без всякого участия и поддержки государства: их можно назвать частными.

Конкурсная программа подобралась весьма своеобразная. Фильмы, ее составившие, Сергей Землянухин называет антидизайнерскими, даже антиэлитными - в прямом смысле этого слова.

- Почему-то так сложилось, что персонажи наших конкурсных фильмов исключительно народные - не из богатых в отличие от картин, которые мы видели в Выборге. И мне показалось это очень правильным в результате. Но есть здесь и другой аспект - все мы завязаны на прокате, и очень важно, чтобы эти картины были потом продвинуты, чтобы их увидели люди. А их судьба в новых долбированных кинотеатрах с определенной публикой, которая туда ходит, неясна. Те картины, которые я очень условно называю дизайнерскими, сделаны по техническим параметрам именно для показа в новых кинотеатрах. Они пытаются вписаться туда по всем параметрам, в том числе и по проблематике. Наши же картины по своим художественным и душевным достоинствам гораздо выше, но получится ли их показать?

- Отметите ли вы, как главный составитель программ, еще какие-то особенности конкурсных фильмов?

- Мне показалось, что в этом году в нашей программе очень много удачных женских актерских работ. Все мы помним, что на "Кинотавре" таковых не было вообще и там даже приз не дали за женскую роль. Здесь же будет драка, мне кажется.

- Кто из дерущихся будет более заметен?

- Основная драка пойдет, по-моему, между литовской "Арендой" и русской "С любовью, Лиля". Составят конкуренцию российско-французские "Лунные поляны", украинский "Шум ветра" и российский "Ковчег". В казахской картине "Не плачь" оперная певица практически мирового уровня играет женщину, которая не может петь, что тоже забавно. Называть исполнительниц женских ролей бессмысленно, потому что это в основном дебютные работы. Женщин-звезд нет, они только появятся, и в этом смысле наш смотр станет фестивалем сплошных открытий. Любопытно, что и в конкурсе короткометражных картин очень много женщин-режиссеров. Такая тенденция - женского уклона - замечена давно, но сейчас ее, вероятно, надо официально зафиксировать.

- Кстати, серьезный конкурс короткометражного кино существует, по-моему, только у вас?

- Он проходит на "Киношоке" пятый год. Так сложилось, и эту ситуацию мы перебороть не можем, но к короткометражному кино не очень серьезно относятся. Все считают это студенческим баловством, а также деланием имени для последующей работы в рамках полного метра. Например, две картины, которые я предполагал в наш короткометражный конкурс, будут здесь, начинались они как короткометражки. Речь идет о молодых режиссерах Илье Хржановском и Германе-младшем. Но эти проекты уже переведены в полный метр. Сегодня же снимают в основном те, кто уже прикипел и считает короткий метр своей эстетикой. Например, у нас есть такой персонаж Саша Котт, который запустился уже с новым проектом. Он чувствует, что это его шаг. В мире такую работу могут позволить себе выдающиеся люди в качестве экзерсиса.

Мы и сами экспериментируем в формате нашего фестиваля. Сначала не было конкурса короткометражных фильмов. Теперь он есть. Третий год будет проходить "Ночь видео". Хотя начиналась она с показа просто развлекательных видеопрограмм в ночное время. Теперь это тоже конкурс. Второй раз мы организовываем программу "Кино на площади". Это маленький аналог Пьецце Гранда в Локарно. Я всю жизнь мечтал, чтобы это было и у нас. В Анапе на центральной площади города возведен специальный кинотеатр, монтируются экран и стулья. На просмотры собираются 2000 человек, и кино показывают бесплатно. Мы специально подобрали программу. В ней не только новые фильмы. Мы покажем "Огни большого города" Чарлза Чаплина, "Гусарскую балладу" Эльдара Рязанова. Представим и новое качественные кино: "Кукушка", "Звезда" - картины известные и завоевавшие призы на разных фестивалях, но в Анапе их еще не видели.

Анапа


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
558
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
639
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
433
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
97

Другие новости