0
886
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2004 00:00:00

Тихий, мирный апокалипсис

Тэги: балет, фестивалоь, открытие, рэндом, англия


Выступление компании «Рэндом» в Малом театре началось с опозданием на час: по сведениям из-за кулис, не успели вовремя поставить сложный свет спектакля «Немезида». Разозленные зрители требовали организаторов к ответу, а те вяло отбивались: да, опаздываем, зато у публики есть время вкусить спонсорской водки и попить спонсорского чаю (наливали в фойе). Бесплатное горячительное только подогревало нетерпение, и в ожидании балета изнемогающий обозреватель «НГ» размышлял: за кем хуже видно – за авангардным модельером Андреем Бартеневым, который пришел на спектакль в длинной зеленой шапочке, или (в свое время) за знаменитым артистом Махмудом Эсамбаевым, имевшим привычку сидеть в партере в высоченной папахе? Когда и это не помогло спастись от скуки, а спектакль все не начинали, автор этих строк «всерьез» возмечтал стать московской Немезидой, которая, как и положено богине мщения, в рецензии воздаст виновным за потерянное время. Но тут наконец прозвенел звонок.

Организаторы «Гран па» пытались открыть фестиваль как положено: с речами, цветами и проч., но уставшая публика смяла все приготовления. Только на сцену вышел директор зрелища и сказал: «К нам поступило приветствие мэра Москвы, я его зачитаю», как из зала послышались возгласы: «Зачем?» Директор сообразил, что насильно мил не будешь и, опасаясь захлопывания, отменил чтение: «Мы поместим слова Лужкова на нашем сайте». Посол Великобритании в Москве тоже был краток: поблагодарил зрителей за то, что они еще в зале, и ловко похвалил гастролеров: «Я всего лишь невежественный дипломат и мало знаю о танцах, но даже я слышал, какая у «Рэндома» высокая репутация».

Семьдесят минут «Немезиды» – это лавина электронной музыки (в «живом» компьютерном исполнении автора-минималиста Скиннера), десять отличных танцовщиков, изображения пустых и/или мрачных помещений на заднике и взаимопереход живых тел в экранные двойники. Виртуозно смещая телесные центры тяжести, исполнители, эмоционально стерильные и оттого особенно впечатляющие координацией, осваивали решетки, квадраты и полосы света на полу. Неуловимые «перетекания» из позы в позу, поставленные хореографом «Рэндома» Уэйном Мак-Грегором, артисты показывали, как бег гепарда – энергично, с ощущением внятной работы мышц и вместе с тем совершенно невесомо. А хореограф, со своей стороны, умеет создать впечатление, будто возможности телодвижений человека не ограниченны в принципе и что он использует лишь малую их часть.

Первую половину балета артисты работают в трусах и майках, во второй переодеваются в черную «кожу». Тут начинается собственно «Немезида» – обыгрывание названия. Начитавшись древних мифов, Мак-Грегор приделал к рукам исполнителей суставные металлические протезы, чтобы руки напоминали конечности насекомых (тех самых, что служили орудиями античной Немезиде). Новообразованные мутанты танцуют, царапая пол и сталкиваясь острыми концами протезов, отчего только ленивый не вспоминает о самке богомола, съедающей самца после спаривания. Вопреки статьям в западной прессе, ничего особо апокалиптического и оглушающего в «Немезиде» нет. Спектакль вполне пристойно завершается соло самого Мак-Грегора в белом и безо всяких протезов.

Наверное, автор балета и вправду хотел проследить тему «измененного состояния человечества». Но хорошо зная, что делать с каждым из десяти танцовщиков, хореограф не всегда понимает, как поступить со всеми вместе. Когда смотришь на любого исполнителя в отдельности, все в порядке – такая мощная телесная волна катится по телу с макушки до пяток, так складно манипулируют друг другом мужчины и женщины в дуэтах и трио! Мейерхольд говорил, что «режиссура – это мастерство актера плюс искусство композиции». Вот с тем, что после «плюса», у Мак-Грегора негусто: его пространственный рисунок регулярно сбивается в какую-то муть, напоминая советскую песенку «мы с тобой не знаем сами, что же было между нами». Да и протезы, честно говоря, выглядят иллюстративно. Впрочем, исполнители «Немезиды» так выразительно двигаются, что дай им хоть протез, хоть серп и молот – все будет уместно. Невнятность сценических построений совершенно не волнует этих гибких коренастых умельцев. Им бы потрясти кистями, вытянуть шеи, виолончелью прогнуть бедра, повибрировать позвоночником – и подарить зрителям гордость за возможности человеческой анатомии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
995
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
527
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
531
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
478