0
957
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2005 00:00:00

Музыкальные редкости

Тэги: ашкенази, оркестр, концерт


ашкенази, оркестр, концерт Владимир Ашкенази, как и зрители, мучался от духоты.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Пианист и дирижер Владимир Ашкенази – редкий гость в Москве. Немецкий симфонический оркестр Берлина, которым маэстро дирижировал, как и солист – виолончелист Линн Харрелл, вообще приехали к нам впервые. Скарлатти, Шостакович и Равель – не самое типичное соседство композиторских имен на афише. Выбранные для программы сочинения – почти эксклюзив: а как иначе охарактеризовать две клавирные пьесы Скарлатти, прозвучавшие в версии Шостаковича для духовых инструментов и литавр, фортепианные циклы Равеля – «Гробница Куперена» и «Отражения» – в оркестровках самого композитора и современных аранжировщиков и Второй виолончельный концерт Шостаковича (тогда как все играют Первый)? Речь о концерте, состоявшемся в Большом зале консерватории в минувший вторник. Публика, заполнившая зал до отказа, мучилась от жуткой духоты (в БЗК, как известно, не только еще не приступали к ремонту, но так и не смогли найти возможность хоть как-то кондиционировать воздух). Однако практически никто не ушел, хотя завсегдатаев-меломанов было не так уж много.

Концерт, безусловно, стоил того, чтобы вытерпеть дискомфорт. Немецкий симфонический оркестр Берлина – качественный коллектив, с сильными духовиками (не чета нашим, как бы они ни старались) и суховатой струнной группой (а вот по части певучести и насыщенности звучания российские оркестры дадут фору многим европейцам). Впрочем, такое сочетание – не только типичный европейский коленкор, но и стиль именно этого коллектива, который с момента своего основания (1946) делает ставку на исполнение музыки современной, а не классики и романтики. Сегодня этим берлинским симфом руководит Кент Нагано, а Ашкенази общался с музыкантами этого оркестра в течение 10 лет еще в годы разъединенной Германии и покинул свой пост – так совпали жизненные и общественные события – в год падения Берлинской стены.

Пожалуй, самое сильное впечатление от Немецкого симфонического – блестящая ансамблевая игра, когда четкость линий партитуры выверена до микрона, когда ясно голосоведение в каждой группе и баланс между ними настолько хорош, что ощущаешь физически, как и из чего рождается тембр оркестра. Это ощущение сродни слышанию звука и всех его обертонов единовременно и по отдельности, как впечатление от выбранной художником цветовой палитры и сделанной им с использованием данных конкретных цветов картины.

Виртуозно исполненные пьесы Скарлатти предполагали избранные цвета деревянных и медных духовых инструментов (с подключением литавр), однако музыкантам удалось задействовать весь спектр (предложенных для оркестрового варианта Шостаковичем) оттенков, играя не просто фразы отдельными приемами, но играя самими фразами. В Равеле, где сама оркестровка произведений невероятно колористична, по-импрессионистски богата «состояниями цвета», Владимир Ашкенази и его подопечные показали верх мастерства, сохраняя прозрачность в звучании даже в самых насыщенных, кульминационных моментах, нигде не потеряв ощущение воздуха.

Второй виолончельный концерт Шостаковича оставил неоднозначное и очень своеобразное впечатление. Но здесь, как кажется, – своя история. Этот концерт, написанный 60-летним композитором, увел исполнителей в сторону философских эпических размышлений и лирических высказываний. Однако Шостакович не идет только в этом направлении: ирония, гротеск, драматизм – здесь всему находится свое ключевое место. Но в интерпретации музыкантов доминировали эпика и лирика. И даже во второй части. А ведь там композитор дает в столь свойственной ему манере «говорящую цитату» – в данном случае из песенки «Купите бублики». Думается, что тон интерпретации задавал Линн Харрелл – музыкант с поистине волшебным прикосновением к инструменту. Когда его слушаешь, невозможно понять, происходит ли прикосновение смычка к струне: кажется, что звук рождается сам собой и течет, как масло. Харрелл – очень чуткий к нюансам исполнитель, заставляющий виолончель не только петь потрясающе красивым тембром, но и говорить. Однако он не может показать ужас, безобразие, издевку: этого, как кажется, просто нет в его внутреннем ощущении мира. Харрелл гармоничен, как художник Ренессанса, и Шостакович в его интерпретации получился глубоким лирическим философом, изысканным языком рассказывающим нам о мире. Очень неожиданно. Но, как произведение исполнительского искусства, такая интерпретация не может не впечатлить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2043
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4729
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2588
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2972

Другие новости