0
1454
Газета Культура Интернет-версия

26.07.2005 00:00:00

Искусство на стыке двух культур

Тэги: андо, выставка, япония, москва


андо, выставка, япония, москва Размытость деталей и нарочитая небрежность – фирменный стиль Мисаки Андо.
Фото Вячеслава Кочеткова

Алый диск солнца на туманно-белом полотне┘ Простота форм, лаконичность, яркие цветовые акценты, чистота линий и глубокий символизм... Нет, это не творение художника-авангардиста и не фрагмент старинной японской гравюры. Это художественное произведение – государственный флаг Страны восходящего солнца, украсивший в эти июльские дни одно из зданий в тихом переулке неподалеку от Патриарших прудов.

Этот район Москвы еще с прошлого века славится странными, загадочными явлениями. Вот и на этот раз японское солнце взошло не над посольством или консульством, как можно было бы предположить, а над Московским музеем современного искусства – в честь выставки японских художников Мисаки и Тамако Андо, организованной в российской столице при поддержке компании JT International.

Как подчеркнул на церемонии открытия выставки Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Иссэй Номура, «символично, что выставка проходит в рамках празднования 150-летия установления дипломатических отношений между Японией и Россией┘ Этот рубежный год является для наших народов прекрасной возможностью вместе подумать о будущем японо-российских отношений. Искусство ярко отражает культуру, характер нации и является эффективным средством для углубления взаимопонимания между народами».

По своему географическому положению Россия находится между Востоком и Западом, однако для большинства россиян Япония была и остается страной-загадкой, таинственным островом. Поэтому, чтобы понять душу японца, нужно взглянуть на мир его глазами. Выставка художников Мисаки Андо и Тамако Андо в Московском музее современного искусства представила такую возможность, открыв всем желающим своеобразное «окно в Японию». Однако тех, кто искал экзотики и рассчитывал увидеть здесь нечто «типично японское», ждало разочарование. «Мы считаем, что творчество Мисаки и Тамако Андо обязательно найдет отклик в душе каждого российского любителя живописи, а не только у ценителей традиционной японской колористики, – считает руководитель отдела по корпоративным вопросам компании JTI Вадим Боцан-Харченко. – Потому что Мисаки и Тамако Андо – современные художники, в их творчестве органично сочетаются восточное мировоззрение и западное видение, традиционная японская техника каллиграфии и приемы европейских импрессионистов. Мы уже давно хотели принять участие в организации выставки современного японского искусства в России, и приезд в Москву Мисаки Андо – отличный повод для спонсорского содействия».

Мисаки Андо – один из наиболее ярких представителей изобразительного искусства послевоенной Японии, профессор Киотского университета искусства и дизайна, председатель Международной ассоциации деятелей искусств Киото – впервые представил на суд широкой российской публики свои работы. Живописец, скульптор, керамист, каллиграфист и инсталлятор, Мисаки Андо в многообразии своих талантов под стать древней столице Страны восходящего солнца – городу Киото, в котором зародились многие традиционные искусства Японии. Здесь появились первые каллиграфические свитки и искусство составления букетов, а местные художники изобрели и довели до совершенства филигранную технику японской гравюры. В своих работах Мисаки Андо сочетает несочетаемое, виртуозно облекает традиционное содержание в авангардные формы и наоборот – придает современное звучание вечным темам японского искусства.

Каллиграфия в исполнении Мисаки Андо – это больше, чем написание иероглифов. Она, как и любая живопись, не требует перевода. Один-два энергичных росчерка туши – и перед вами картина «Плывущие облака», где есть и небо, и тучи, и ветер.

Бамбуковая скульптура и инсталляция – еще одно направление творчества Мисаки Андо. Вот тугая спираль из тысячи тонких прутьев, и кажется: только дотронься – и они хлестко распрямятся с угрожающим свистом и начнут кружить по залу музея маленьким смерчем, вовлекая всех и вся на свою орбиту. А рядом – умиротворяющая инсталляция «Склоненное дерево криптомерии», возвращающая душевный покой и дарящая чувство единения с природой.

Но все же самое сильное впечатление осталось от живописных полотен Мисаки Андо. Яркие пятна цветов, размытость деталей и словно бы нарочитая небрежность заставляют забыть, что перед нами картины японского художника (а не французского импрессиониста). А невесомые, прозрачные пейзажи, напротив, навевают воспоминания о Японии даже тому, кто никогда там не был. Вот коренастое старое дерево, склонившись, с надеждой ждет весны – и легкая дымка цветов уже скрывает корявые ветви. Восток и Запад, причудливо переплетенные в творчестве Мисаки Андо, нашли свое символическое воплощение в двух картинах «Фудзи» и «Парфенон», которые экспонировались на выставке. Белая вершина Фудзи – источник вдохновения японских поэтов и художников, девственная, незыблемая и неизменная – высоко парит над землей в голубых небесах, скрывая свое подножие в клубах фиолетового тумана. И в том же зале, неподалеку от горы Фудзи, – полотно с изображением Парфенона. Творение рук человеческих, исток и оплот европейской цивилизации, Парфенон в исполнении Мисаки Андо широко раскинулся на склоне холма, гордо вздымая в небо свои башни, а над ними – фиолетовый туман, снежные шапки горных вершин и все то же высокое небо.

Тамако Андо, жена и коллега Мисаки Андо, еще не столь знаменита на родине и за ее пределами, как ее муж. Но вот уже 12 лет она выставляет свои работы, вызывающие неизменный интерес и внимание публики и прессы. Свои картины художница оставляет безымянными, давая возможность зрителям самостоятельно определить смысл каждого своего послания миру. Ведь она рисует настроение и чувства, гармонию и хаос, мгновение и бесконечность, и то, что невозможно выразить словами, услышать, увидеть или даже представить себе, а можно только почувствовать, да и то лишь на мгновение. Удивительно, но картины Тамако Андо, использующей в своей живописи не только авангардные цветовые всплески, но и традиционные японские символы, оказались близки и понятны российским ценителям живописи.

Как отметил Сергей Худяков, председатель Комитета по культуре Москвы, «есть что-то незримое, что объединяет японское изобразительное искусство с российским: искренность, непосредственность, чистота, проникновенность и глубокая философичность. Японская живопись по-особому ложится на русскую душу. В этом близость судьбы, человеческого понимания, осмысления действительности и истории». Как подчеркнул Дмитрий Швидковский, вице-президент Российской академии художеств и заместитель директора Музея современного искусства, «эта выставка свидетельствует о том, что соединились две культуры». Поэтому можно с уверенностью сказать, что успех японских художников в Москве будет способствовать развитию взаимопонимания и расширению связей между нашими странами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
248
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
131
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
145
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
133