Виктор Сенцов – один из самых сегодня известных фотографов, чьей специальностью стал театр. Как архитектуру не сможет «взять» любая камера, так же и театр требует особой техники. И в буквальном смысле – так как настоящая, качественная фотография спектакля может быть сделана на живом спектакле, то есть в присутствии публики, которой, конечно, нельзя мешать вспышками или же громко щелкающим затвором фотокамеры. И в переносном смысле: так как фотографии разных мастеров друг на друга непохожи и всегда можно отличить кадр, сделанный Сенцовым, от съемки, например, Виктора Баженова или Владимира Луповского. При этом театральная съемка требует от фотографа некоторого самоотречения, скромности, так как приходится иметь в виду, что самовыражаться на фотографии в первую очередь могут и будут актеры, затем – режиссер и, получается, в самую последнюю очередь – фотограф.
Виктор Сенцов, это чувствуется, подходит в спектаклю не сразу, он как бы прислушивается, присматривается к нему сначала. И это известно, что среди многих сегодняшних фотографов он настаивает на «многоэтапности» своей работы, любит ходить на спектакли по нескольку раз, выбрасывает «черновики» и своими «черновиками», то есть пробными, предварительными съемками тоже известен и несколько выпадает из нынешнего динамичного художественно-производственного процесса. Но итог, представленный в том числе и на выставке в Центре «На Страстном» (или, скажем, в новом – декабрьском – номере театрального журнала «Станиславский»), впечатляет: даже недавние его фотографии – из «Шинели» с Мариной Нееловой в роли Башмачкина или с репетиций «Вишневого сада» Эймунтаса Някрошюса уже кажутся хрестоматийными и, если угодно, эталонными, классическими. Или – портрет Константина Райкина в роли Ричарда, с горящими, безумными глазами...
Сиюминутность театра – в сиюминутности, схваченности точно угаданного, вычисленного кадра. В том, о чем так любят говорить актеры как о своем счастье и одновременно проклятье: сегодняшняя победа назавтра уже не работает, каждого нового зрителя нужно начинать завоевывать заново. Этой сиюминутности – преходящести театра, но одновременно и печальной логике жизни, которой неминуемо подчинен и театр и которую театр лишь повторяет и ежевечерне реконструирует – посвящена эта выставка, предисловием и посвящением к которой стали две фотографии двух гениев, ушедших минувшим летом, – художников Давида Боровского и Олега Шейнциса.