0
1105
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2007 00:00:00

Против всех

Тэги: диденко, александров, доницетти


Репертуар театра «Новая опера» обогатился шедевром эпохи бельканто – оперой Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Сочинения достойно исполнили солисты и оркестр театра (дирижер Эри Клас), а спектакль получился веселым и ярким (художник Вячеслав Окунев). Только вот не тема любовного напитка волновала создателей спектакля. Режиссер Юрий Александров, автор постановки, предложил зрителям сакраментальный вопрос: каким должен быть оперный театр сегодня? Сам он считает, что оперный театр должен быть апологетом красоты. Эта позиция и стала коренной в его новой (в творческом багаже режиссера уже третьей) постановке «Любовного напитка». Предлагая зрителю сделать свой выбор, Александров имеет в виду некую «войну подходов» к опере, сражения на полях которой, по мнению режиссера, охватили Москву. Так, «Любовный напиток», знаменитая опера, где в комической манере обыгрывается идея волшебного зелья из легенды о Тристане и Изольде, решена в двух сценических аспектах. Первый из них (начало и счастливый финал) призван, как считает сам Александров, изобразить «театр, живущий по законам красоты, немножко старомодный, но потрясающе яркий и вдохновляющий». На деле это выражается в том, что в помпезных, почти сталинских интерьерах с зеркальным куполом разворачивается что-то вроде богатого венецианского карнавала: хор в роскошных дорогущих костюмах, Адина (Ольга Мирошникова) и вовсе выезжает в какой-то немыслимой сверкающей карете, напоминающей бронетранспортер. От всего этого блеска начинает сводить зубы уже на третьей минуте. Спасибо лекарю-шарлатану Дулькамаре (Олег Диденко), который выходит из зала и прекращает все это безобразие со словами: «Что за чушь!»

Дальше место действия кардинально меняется. И тут мы уже имеем дело со вторым режиссерским аспектом – «жизнь – примитивная и однообразная, вторгающаяся в эту красоту» – в виде обшарпанного двора, кишащего всяким сбродом: пьяницами, девицами поведения легкого и не очень. С играющим патефоном и криками «рыба!», разумеется. И действие, соответственно, разворачивается по примитивным законам жизни. Влюбленный в Адину Неморино (Михаил Губский) напился «любовного напитка» (или известного сорокаградусного зелья). Адина рассердилась и предпочла другого. За еще один глоток «нектара любви» Неморино сдался в рекруты сопернику Белькоре (Илья Кузьмин). Происходящие на сцене перипетии больше всего напоминают веселый советский капустник на злободневную тему.

Для смысловой кульминации режиссер выбрал один из самых прекрасных моментов оперы – романс Неморино, лирично и проникновенно исполненный Михаилом Губским. Гениальная музыка Доницетти при этом звучала из уст┘ мужика в ватнике и ушанке. А на заднем плане, как тени чего-то недоступного и очень красивого (словно из другой оперы), кружились карнавальные персонажи. По мере продвижения к развязке, когда Адина разобралась в чувствах, а Белькоре проявил благородство и позволил ей выкупить контракт Неморино, сцена мало-помалу наполняется «масками», и в финальном хоре блеск и великолепие поглощают убогость и примитив.

Выбор режиссера Александрова очевиден: красивый и яркий театр ему ближе, чем псевдорежиссерские находки в примитивных ассоциациях с бытовыми реалиями. Так что свою задачу он, казалось бы, выполнил. Но выиграла ли от этого опера, милая, трогательная история о любви с по-настоящему красивой мелодичной музыкой? Как раз музыка оказалась здесь, к сожалению, на последнем плане (вспомним романс Неморино), все наивные комические ситуации опошлились бытовухой (вплоть до того, что один из дуэтов Адины и Белькоре с русским текстом больше всего походил на частушки с соответствующим содержанием), а волшебный любовный напиток и вовсе превратился в стакан водки.

Неизвестно, предусматривает ли замысел Юрия Александрова три варианта ответа, но музыкальный обозреватель «НГ» ставит галочку в графе «против обоих кандидатов» и выбирает живой, а не условный оперный театр, осмысленный, и прежде всего обусловленные музыкой новации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Институт отвода судей попал под уголовное преследование

Институт отвода судей попал под уголовное преследование

Екатерина Трифонова

Адвокатура сопротивляется опасному прецеденту от краснодарской Фемиды

0
451
ЛДПР придется обновляться под выборы Госдумы-2026

ЛДПР придется обновляться под выборы Госдумы-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Депутаты из "старой гвардии" законодательно подчеркивают свою самостоятельность

0
433
По итогам девяти месяцев 2024 года экспорт электроэнергии из РФ превысил 5,5 млрд кВт-ч

По итогам девяти месяцев 2024 года экспорт электроэнергии из РФ превысил 5,5 млрд кВт-ч

0
339
Талибы запретили показывать в СМИ людей и животных в ряде провинций Афганистана

Талибы запретили показывать в СМИ людей и животных в ряде провинций Афганистана

0
273

Другие новости