0
1131
Газета Культура Интернет-версия

30.05.2007 00:00:00

Когда черно-белое к лицу

Тэги: стравинский, выставка, живопись, искусство


В зальцбургском Музее модерна прошла выставка к 125-летию Игоря Стравинского. Отказавшись от традиционного в таком случае подробного рассказа о жизни и творчестве композитора, устроители выставки сосредоточились на фотоизображениях маэстро и его театральном наследии. Есть здесь, конечно, и привычная живопись и графика, например, портрет Стравинского работы Робера Делоне 1921 года или рисунок Альберто Джакометти 1957 года, а также эскизы к балетам и операм, поставленным на его музыку. Но главным и в музейных залах, и в каталоге остаются именно фотоизображения автора «Весны священной» и «Жар-птицы». Большая часть их предоставлена базельским фондом Паля Захера, где хранится важнейшая часть наследия Стравинского, а также Швейцарским театральным музеем в Берне, Австрийским театральным музеем в Вене и танцевальным фондом Дерра де Морода в самом Зальцбурге (эта танцовщица начинала карьеру у Дягилева).

Кто только не снимал Стравинского! Практически нет такого гения среди фотопортретистов, кто не стремился бы запечатлеть его вытянутое лицо с носом-клювом и глазами, неспособными спрятаться и за линзами крупных очков. Черно-белые снимки точнее всего передают фактуристую кожу и черты лица, словно вырубленные из выдержанного дуба. Ричард Аведон и Эдвард Вестон, Ман Рэй и Анри Картье-Брессон – вся фотографическая элита века пыталась проникнуть в тайну гения, сыгравшего революционную роль в истории музыки ХХ столетия.

На фотографиях Стравинский такой же разнообразный, как его музыка. То он сноб и денди, запечатленный по пути из высшего общества на обложку модного журнала, то мыслитель, застигнутый в интимную минуту задумчивости, то актер, примеряющий на себя чужие маски с тем, чтобы присвоить их навсегда. Впрочем, характер проглядывает всюду – а он у Стравинского нелегкий, вызывающий мало симпатии и поныне. Постоянные споры об авторстве либретто и хореографии балетов, создававшихся коллективно, финансовые претензии к Дягилеву, долгое отчуждение коллег┘ Но едва ли не самые интересные снимки – те, что сделаны во время репетиций и концертов. Стравинский превращается здесь в большого ребенка, за дирижерским пультом или у рояля он раскрепощен и счастлив.

Из всей суммы портретов в итоге складывается лицо мифа, но так и не определяется его содержание. Интерпретация – главная составляющая музыки. Ее раскрытию способны помочь оригиналы партитур (в Зальцбурге показали, например, раскрашенные «Три простые пьесы», датированные 1914–1915 годами) и эскизы декораций к премьерным спектаклям (швейцарский художник Рене Обержонуа ставил «Историю солдата» в Лозанне в 1918 году). Но в итоге нет ничего важнее самой музыки. И хотя Зальцбург считается скорее городом Вольфганга Амадея Моцарта и Рихарда Штрауса, чем композиторов-модернистов, именно здесь юбилей Стравинского отметили негромким, но все равно отточенным и эффектным жестом. В самой России его пока что не совершили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пашинян объявил себя освободителем

Пашинян объявил себя освободителем

Игорь Селезнёв

Власти Армении оказали беспрецедентное давление на оппозицию

0
459
Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Белоруссия поможет БРИКС в сфере искусственного интеллекта

Дмитрий Тараторин

Минск борется с санкционным прессом на всех направлениях

0
421
Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Михаил Сергеев

Правительство признает спад производства в некоторых секторах промышленности

0
451
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
423

Другие новости