0
1696
Газета Культура Интернет-версия

10.09.2007 00:00:00

Философия двора

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль Марк Гейхман играет уходящую натуру.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Фестиваль молодой драматургии «Любимовка» – первый в череде многих театральных фестивалей, один из самых камерных по форме, но не по содержанию, – в течение первых дней сентября проходил и вчера вечером завершился в московском Театре.doc.

«Двор как уходящая натура» – так называется новая пьеса Елены Исаевой, которую трудно причислить к начинающим драматургам, но так вышло, что в афише этого года было немало других, ныне уже известных авторов, которые вновь решили представить свои сочинения на суд «любимовской» публики. Суд, в общем, доброжелательный, но главное, если можно так сказать, – заинтересованный. В отличие от многих других фестивалей «Любимовка», даже оторвавшись от родного своего очага, подмосковного имения Алексеева-Станиславского, продолжает оставаться фестивалем-лабораторией. Показы проходят как читки, где актеры не стесняются заглядывать в текст (хотя и держатся всех театральных условностей и правил, – уронив листки, мгновенно спешат сесть, дабы в будущем «не потерять роль»), а сразу после короткого перекура начинается обсуждение только что услышанного и увиденного.

«Двор...» был написан Исаевой специально для Владимира Панкова, но тот увлекся Гоголем (сегодня премьера первой части его тетралогии по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» состоится в Центре им. Вс.Мейерхольда), и на «Любимовке» пьесу представлял режиссер Григорий Катаев (в его постановке в Концертном зале имени Чайковского можно время от времени увидеть «Эдипа» Игоря Стравинского).

Исаева, как, пожалуй, мало кто из «новодрамовцев», умеет обнаружить нечто интересное и «сюжетное» в судьбе самых обыкновенных людей. Она умеет работать с документальным материалом, тем самым «вербатимом», то есть с обыкновенными человеческими интервью, чтобы, сложив их особым образом, получить в итоге пьесу с завязкой, кульминацией и развязкой. «Двор...» – так и есть, история обыкновенного двора с несколькими поколениями обитателей, двор старый, московский, один из последних, записанных (вроде как «Покровские ворота» Зорина) накануне окончательного исчезновения. Об исчезновении в пьесе Исаевой, впрочем, ни слова нет, но «уходящая натура» – чувствуется. Двор – целая философия, говорит один из героев пьесы, ветеран Великой Отечественной, которого в спектакле (а читку Катаева хочется назвать именно так) играл актер Драматического театра имени Станиславского Марк Гейхман, замечательно, надо сказать, играл.

Дети, которые взрослеют, какие-то дворовые легенды, мифы, навечно «прикованные» к тому или другому подъезду, – все здесь, и какая-то существенная для данного повествования отстраненность, позволяющая заглянуть в прошлое глазами двух повзрослевших героев (их, взрослых, как и их в детстве, играли Андрей Курносов и Михаил Дурненков). Быстротекучесть времени, смывающая дворы и целые города, языки и наречия, – из короткой истории вдруг вырастает какая-то почти мифологическая глыба. Исаева так умеет, лишний (не лишний?) раз доказывая, что даже самый разынтересный «док» нуждается в профессиональном изложении. Что документальной, как и любой другой, «новой драме» что называется к лицу (и – по летам!) – профессиональное актерское исполнение. В данном случае удалось собрать большую команду (в списке действующих лиц – то ли семнадцать, то ли девятнадцать персонажей), и было видно, с каким воодушевлением, к примеру, Диана Рахимова и Наталья Павленкова, актрисы Театра имени Станиславского, включились в эту «лабораторную» игру.

«Двор как уходящая натура» в этом году не была единственной такой историей, в которой автор интересуется обыкновенной жизнью обыкновенных людей (скажем, «Легкие люди» Михаила Дурненкова – тоже о людях обыкновенных, не про убийц или карликов-людоедов), но, пожалуй, этот показ был так близок к уже спектаклю (как говорил один из героев Кассиля, – «я – без пяти минут...»), что будет жаль, если он, как и сам двор из пьесы Исаевой, останется только в благодарной памяти немногих свидетелей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
504
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2003
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2409
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1999

Другие новости