0
850
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2007 00:00:00

Рампа: скорее огни, чем пыль

Тэги: добужинский, выставка


добужинский, выставка Мстислав Добужинский. Деревянные куклы. 1927.
Картон, масло. Собрание Михаила Краснова, Женева

Выставка Мстислава Добужинского в московской галерее «Наши художники» показывает малоизвестные работы одного из главных «мирискусников». Все они выполнены уже после отъезда из Советской России (эмиграцией это на самом деле назвать трудно) и в большинстве своем связаны с театром.

Поскольку Мстислав Добужинский (1875–1957) хоть и эмигрировал после революции, но политикой не занимался, в советское время он был автором разрешенным. О нем и монографии выходили, и творчество его, даже послевоенное, не было под запретом.

Тем не менее нынешняя выставка в московской галерее «Наши художники» – из разряда экстраординарных. Здесь впервые представлен публике ряд московских коллекций, а также показаны собрания двух литовских музеев – Литовского музея театра, музыки и кино (Вильнюс) и Национального музея изобразительного искусства им.Чюрлёниса (Каунас). Именно в Литву Добужинский, сам наполовину литовец, уехал из России в 1924 году. В Литву он вернулся и после нескольких лет жизни в Париже, куда фактически бежал с вновь приобретенной родины: поначалу Добужинского встретили в Литве не очень приветливо, заказов практически не было┘ то ли дело на берегах Сены! Добужинский был очарован Парижем со времени своего первого путешествия в 1901 году: «Я все еще не могу освоиться с той мыслью, что я в Париже, дорогой мой папа. В самом Париже, сердце Европы, пупе Земли до некоторой степени. Идешь по мосту через Сену, мелькнут вдали башни Notre Dame – тут и толкнет тебя: да ведь ты же в Париже. Сижу на империале конки и глотать не успеваю все, что проходит перед глазами, – ведь тут каждый камень, кажется, может быть положен в музей». И Париж встретил его восторгами, хотя работу в основном предлагали свои же, русские эмигранты, да еще советские издательства – так, Добужинский проиллюстрировал по заказам из Москвы «Трех толстяков» Олеши и «Женщин эпохи французской революции» Галины Серебряковой.

Зато возвращение в Литву оказалось триумфальным. С Добужинским, ставшим главным художником Государственного литовского театра в Каунасе, работал Михаил Чехов, в труппе театра были артисты Дягилева, да и сам его статус национального классика становился все очевиднее. Он создает множество эскизов к операм и пьесам литовских авторов, но не забывает и русскую драматургию, от Гоголя до Островского; вместе с Чеховым он инсценирует «Бесов» Достоевского. Показывают в «Наших художниках» и эскизы костюмов к «Пиковой даме» Чайковского. Позднее он также работает над «Войной и миром» Прокофьева. Правда, работы к «Войне и миру» в экспозицию не попали, зато хватает другого Прокофьева в интерпретации Добужинского уже американского периода его жизни – это опера «Любовь к трем апельсинами» и балет «Русский солдат». В Нью-Йорке же был поставлен и балет Арама Хачатуряна «Кавказский пленник» – видимо, именно эта политическая благонадежность и позволила Добужинскому не исчезнуть из художественной истории даже в советские времена. Что из исторической перспективы не выглядит уже не плюсом, не минусом, а просто данностью, не способной ни удивить, ни утешить.

Еще больше архивных материалов, чем выставочные залы, включает в себя каталог – здесь много впервые публикуемых фотографий, запечатлевших как подготовительные работы к спектаклям, так и сцены из самих спектаклей. Все это наводит на мысли, что выставка носит настолько ярко выраженный театральный уклон (из 150 работ почти 125 связаны с театром), что интересна в первую очередь определенной части публики. Но искусство – как жизнь: если уж влюбляешься, то во все сразу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
613
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
461
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
470
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
546

Другие новости