0
795
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2007 00:00:00

Сам себе биеннале

Тэги: уилсон, портреты, художник


уилсон, портреты, художник Уилсон и его модель.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Театральный режиссер Роберт Уилсон – мастер на все руки. Он и свет сам в своих спектаклях ставит, и декорации придумывает, и даже целые музеи оформляет. Его выставка VOOM в московском фонде «Екатерина» показывает еще одну грань уилсоновского таланта – портретиста, использующего в работе нестандартную технику.

Когда видишь плакат выставки Роберта Уилсона VOOM на здании, где разместился фонд «Екатерина», первое ощущение – речь о незнакомце. Явно с вызовом устоявшейся традиции Уилсон назван здесь Вилсоном. Но устроители точно знали, зачем нарушают правила: незнакомцем оказывается именно он, великий и ужасный, гражданин мира, любимец московской публики, чья выставка запоздала в Москву почти на полгода. Вместе с ретроспективой Йоко Оно она должна была стать венцом Московской биеннале современного искусства. Йоко показали вовремя, а вот явление уилсоновского венца сперва перенесли на лето, затем на осень.

Отсутствие праздничного контекста – испытание не из легких. Одно дело, когда весь город дышит искусством, а публика с критикой разогреты до правильного градуса. Другое дело – начало сезона, когда лишь знаток готов соскучиться по кондиционерам музейных пространств. Но интерес к Уилсону таков, что он и сам себе как биеннале. Мастер на все руки, далеко не всегда ровный, но всегда легко узнаваемый (иногда слишком легко), в последние годы он не только поражает театральный мир необычными постановками вроде «Сказок Лафонтена» в «Комеди франсез», но и набегами в смежные сферы искусства. Так, в юбилейный для Моцарта год Уилсон использовал под инсталляцию все залы Дома-музея композитора в Зальцбурге, населив их новыми предметами и объектами вроде стаи летящих лебедей или колыбели с маленьким Моцартом. Маленьким, но уже в парике.

Столь же неожиданным выглядит и новый проект Уилсона. Это портреты знаменитых и безвестных персонажей, выполненные как видеоскульптуры на плазменных экранах. Большинство из этих экранов, как и подобает настоящим портретам, расположены вертикально: коли случится в полный рост, мы готовы! Люди мигают, улыбаются, стреляют – как Брэд Питт – из водяного пистолета┘ Со знаменитостями соседствуют портреты анонимов, причем не только автомеханика в бейсболке, но и животных – вроде совы или дикобраза. Уилсон с дикобразом, впрочем, тоже знаком – он принадлежит одному из старых приятелей художника.

Торжество техники налицо. Экраны поражают если не совершенством, то уж точно не виданными ранее возможностями. В очередной раз торжествует и ставшая уже классикой эстетика Уилсона с его восхищением перед замедленными движениями, особо глубоким синим цветом и той выстроенной до нюансов игры света, что составляет порой главное содержание его спектаклей. Что же до знаменитых персонажей вроде Изабеллы Росселини, Сальмы Хайек, Михаила Барышникова и прочих звезд экрана и сцены (в России, впрочем, далеко не всегда известных), то их участие в проекте сложно назвать неизбежным и уникальным. Кажется, что при замене одних лиц другими не многое принципиально изменится в самих портретах. Грим и образ выглядят скорее универсальными, а не связанными с конкретным человеком. Разве что Барышников с его натруженными ногами и ступнями, изображающий святого Себастьяна, да Жанна Моро в роли Марии Стюарт – тут масштабы личности трудно с чем спутать и уж тем более заменить адекватно. Другие же герои принадлежат скорее миру глянца, их появление в стране Уилсона во многом этой глянцевостью и определяется (при том, что дружит он со всеми, речь о стиле, а не форматном давлении). Вкупе с музыкой, довольно громкой и навязчивой даже для просторных залов «Екатерины», все это заставляет балансировать портреты на грани кича. Уилсона из него не вычесть, но и тем более им не определить. Остается лишь разобраться, с чем мы столкнулись на этот раз. То ли гламур, приправленный магией, то ли магия в гламурной упаковке – диагноз остается личным выбором зрителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Япония пытается сдержать Китай шестью эсминцами

Надежда Мельникова

Токио усиливает оборонные возможности Филиппин – одного из потенциальных противников КНР

0
913
Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Конституционный суд РФ не стал заниматься мелочью

Екатерина Трифонова

Механизм денежной компенсации нарушенных прав продолжит работать со сбоями

0
638
ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

ОПЕК готовит цены на нефть к снижению до 60 долларов за баррель

Ольга Соловьева

Наращивание добычи не защитит российский бюджет от сокращения сырьевых доходов

0
880
КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

КПРФ политически реабилитирует Сталина спустя 71 год

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Коммунисты Зюганова осудили доклад Хрущева XX съезду КПСС о культе личности

0
802

Другие новости