0
903
Газета Культура Интернет-версия

03.03.2008 00:00:00

Underground & on the ground

Тэги: выставка, фото, метро, искусство


выставка, фото, метро, искусство Вилнис Витолиньш. Из серии «100 комнат».
Фото предоставлено организатором выставки

В рамках сезона латвийской культуры в России и «Фотобиеннале-2008» проходит выставка современной латвийской фотографии Private. А проект Московского музея современного искусства «Русско-шведский диалог» продолжается экспозицией о взаимодействии метро и искусства.

В одном случае показывают красочную историю о пространстве частной жизни. В другом – ведутся рассуждения о самом что ни на есть общественном пространстве метро как отражении своего времени с его культурой и менталитетом. Каков итог этих «подземно-надземных» разговоров и в какую сторону безопаснее и приятнее двигаться – от частного к общему или наоборот?

Молодые латвийские фотохудожники – так по крайней мере утверждают организаторы – отождествляют себя с удивляющимся необычной «системе ценностей» Маленьким Принцем. Местами не то чтобы влажным, но сочувствующим взглядом осматривают напоминающие о чем-то дома и улицы. Местами иронизируют над закоренелыми частными собственниками и перегибами индивидуалистского сознания.

В метро спускаются Валерий и Наташа Черкашины: там познакомились, там на «Площади Революции» (!) провели конкурс красоты и свадьбу современной девушки со статуей 1930-х годов. А в 2005-м открыли серию «Глобальный андеграунд», которую демонстрируют сегодня и которая в перспективе обещает с помощью искусства объединить мировое метро. Это для них – обзор, «метафора коллективной истории». Искусствовед и фотограф Марианне Штрюм в Metro Art, напротив, всматривается, скорее, на манер «макро» в элементы подземки. Получая подборку кадров о метро как искусстве (вход, освещение, своды, скамейки┘) и отражении культуры.

Private латвийцев – это дома Алниса Стакле со светящимися в ночи окнами – по одну сторону импровизированного коридора. Мило, хотя и незамысловато – может, стоит даже вспомнить о метафоре домашнего уюта? А по другую сторону – внешнее пространство раскрывает (по-моему, зря) свои недра – черный PR комфорту и мещанству интерьеров. Предметы, нужные и ненужные, дама в неимоверной шляпе и шлепанцах, другая (слегка навеселе?) обнимает собаку, в диком ужасе косящуюся куда-то в угол. Вот у концептуального Романа Коровина тюльпан толкает трубу, а свиная голова «нюхает» розу. В отдельном закутке с диваном и TV очень обстоятельные снимки Арниса Балчуса – вплоть до голой бывшей подруги. Тут какая-то такая степень вторжения в индивидуальное пространство, которая переходит грань допустимого и того, что может восприниматься без отвращения. А непереходящее грань («Дом, милый дом» Алниса Стакле и «Улица Амалияс, 5» Инты Рука) – в меньшей степени private.

С метро получилось наоборот – ненавистное общественное пространство, давящее всем чем можно на всех кого можно, преобразовано и облагорожено. Пусть это и не требует невообразимых технических ухищрений – все равно смотреть интересно. Париж, Стокгольм, Нью-Йорк, Москва┘ У Черкашиных эффект наложенных в несколько слоев кадров: архитектурные очертания и люди, люди┘ Огромная движущаяся хаотично толпа, панорама (соответствующего формата и размера), из которой мы (на самом деле – режиссеры-художники) выхватываем отдельные лица – частицы тех самых частных жизней. Но на расстоянии. Разные темпераменты в разных архитектурных пространствах (в советском благолепии – усталые лица). А у Штрюм другое – эстетство деталей, пластика мира метро. Которое иногда даже снова походит на искусство: как парижские павильоны в стиле ар-нуво, советские подземные «дворцы» (какими задумывались первые станции) или гротескные «пещерные» платформы в Стокгольме из гранита и с арт-объектами. Действительно, вариации про «метро в искусстве и искусство в метро». Впрочем, тоже свидетельствующее об обществе-хозяине: забавно, что европейская тяга к индивидуализму в подземке выразилась в отдельных стульях-сиденьях, мы же еще по большей части сидим на коллективных «соц. скамьях».

Что-то все перемешалось: где пишут private, самым располагающим персонажем стал Маленький Принц с экспликации (или этажом выше – выставка латвийского плаката с говорящим названием «Публичные зеркала»). Это частное, паче всяких чаяний, оказалось очень навязчивым (если же то было лишь высмеивание, то зачем тратить на него столько сил и времени?). А пихающееся в час пик метро вдруг отступило на такое расстояние, чтобы его можно было увидеть в лицо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1845
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
885
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4444
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3457

Другие новости