0
1343
Газета Культура Интернет-версия

16.10.2008 00:00:00

Победили время

Тэги: музыка, фестиваль, территория, моцарт


Фестиваль «Территория» проходит под девизом «Искусство сейчас». Руководитель музыкальной программы дирижер Теодор Курентзис понимает это выражение буквально – в его части фестиваля были запланированы только премьеры.

Первый проект, весьма дерзкий, соединял, впрочем, музыку старую и новую: нескольким композиторам было предложено закончить Реквием Моцарта. Специалистам известно, что ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр проделал большую работу – трех частей сочинения просто не существовало, а для знаменитой Lacrimosa австрийский гений написал только восемь тактов.

Каждый композитор придумал концепцию своего фрагмента. Например, Антон Софронов, по его собственным словам, сразу отказался от соблазна «перезюсмайрить Зюсмайра» и ничего не написал (по крайней мере пока, может быть, успеет к записи компакт-диска), а поставил свою точку там же, где и Моцарт. Что сделал в Agnus Dei Анатолий Королев, также не удалось услышать – эта часть не прозвучала. Владимир Николаев представил светлый и радостный Sanсtus, какой – правда, с некоторыми поправками на XXI век – вполне можно было бы ожидать в классической версии. А вот Сергей Загний, известный концептуалист и автор нестандартных идей, говорит: «Соревнование с Моцартом, а именно такие условия предлагались, заранее обречено на провал. Относительно Моцарта мы все лузеры». Загний превратил Benediktus все мероприятие в обаятельную и милую шутку: в Osanna хор вдруг начинает петь по-русски и излагать в манере духовного стиха историю последних дней Моцарта (про человека в черном плаще и т.д.).

Второй отчаянно дорогой проект «Территории» посвящен мировым премьерам опер. В погребах Винзавода слушателю-зрителю предложили необычный формат передвижения в пространстве, и возможно, даже во времени. Оперу греческого композитора Андреаса Мустукиса, перекликающуюся с мотивами древнегреческих трагедий, режиссер Кирилл Серебренников решил в антивоенном ключе. «Богини из машины» стали изрыгающими проклятья дьяволицами из вертолетов (подзаголовок сочинения – диалог со Штокхаузеном – автором музыки для струнного квартета и вертолетов). Финал – фотохроника последней войны на Кавказе.

Более сложная метафизика в истории молодого композитора Алексея Сюмака. Его опера «Станция» ведет героев по зигзагам памяти – общечеловеческой: боль, страх, смерть, любовь, политика, война┘ И абсолютное временное растворение в финале («Объятия. Они не расстанутся вовек»): Он и Она обретают друг друга. Потрясающе решен этот фрагмент: на первый взгляд банальное повторение одного и того же текста благодаря исполнительскому «расцвечиванию» (фразировка, фонетические изюминки и прочее) производит буквально магический эффект, в котором растворяются предыдущие сцены – свадьба в больничной палате среди беснующихся медсестер, Мать и Сын, разделенные могильной плитой, советские гимнастки с трагической судьбой, хроника терактов┘ Сама по себе партитура Сюмака сделана с колоссальным профессионализмом. Основное преимущество этой музыки в том, что она выходит за рамки этого проекта (за рамки Винзавода и конкретного режиссерского решения) и тем самым тоже преодолевает границы времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
1732
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
2038
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
1798
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
2842