0
683
Газета Культура Интернет-версия

28.04.2009 00:00:00

Искусство за 1000 лет

Ирина Губская

Об авторе: Ирина Губская, Санкт-Петербург

Тэги: искусство, музей, петербург


искусство, музей, петербург Фото Людмилы Волковой

Перед нечалом летнего сезона один из крупнейших музеев в России и мире представил свои завершенные и перспективные проекты.

Основной упор был сделан на реставрационных достижениях – на подходе двадцатилетний юбилей грандиозной программы, которая начиналась планом реставрации (1989) переданного в ведение Русского музея в 1988 Строгановского дворца.

Сегодня работы в Строгановском дворце практически завершены. Строгановский – коллекция архитектурных имен и перестроек, от Воронихина, Росси и Растрелли до безвестных перепланировщиков, перегородивших просторы залов для закутков чиновников-ботаников и электриков. Реставрация, помимо возвращения изначального цвета фасада, выразилась и в самом отношении к дворцу. Это не экспозиционное пространство, а экспонат сам по себе. Потому особая тщательность работы над интерьерами, точность воссоздания планировки, кропотливое восстановление деталей: вензеля, лепнина, отделка. Обивка стен тканью – понятно, что не той же, но сходной фактуры. И атмосфера – эпохи, помещения. Деревянный камин определил тему графского увлечения охотой: в зале коллекция изображений лошадей, собак, охотничьих сцен. Картинную галерею, изначальную коллекцию которой восстановить невозможно, составят картины современной эпохи. К тому же они сами – подручный материал для реставраторов. Последнее на сегодня возрожденное помещение – Большой кабинет графа С. Г Строганова воссоздан как раз по картине.


Фото Людмилы Волковой

Но главным накануне весеннего потепления получился «садово-парковый» акцент. В Михайловском саду, который 1 мая открывается после сезонной просушки, завершен последний объект – чугунный мостик Росси, а Летний закрыт в ожидании окончательного согласования плана работ по реконструкции (оба сада переданы музею в последнее, самое активное, десятилетие «реконструкционного» периода – соответственно в 1998 и 2002). Даже в Мраморном дворце, посвежевшем и похорошевшем в этом тысячелетии, министра культуры Александра Авдеева и губернатора Валентину Матвиенко отправили в сад: торжественно открывать восстановленный Зимний сад. Кроме фонтана, мраморных скульптур и цветущих экзотов, здесь предмет особой гордости – исторические живописные панно Якова Дадонова и торшеры из уранового стекла. Впрочем, и контрастов во дворце еще хватает. Например, дивная резная деревянная галерея внутреннего дворика с видом на мусорные контейнеры и строительный «полураспад». Но – здесь же завершают набор паркета из неимоверного числа пород дерева в Мраморном зале. Этот дворец, спроектированный Ринальди, в отличие от Строгановского, пострадал не от перестроек и дележки площадей, а от «совстандарта» поселившегося здесь музея Ленина, которому «имперские излишества» были ни к чему – потому не позолота, а масляная красочка, и паркет попроще. (Кстати, от тех времен парочка бюстов вождя завалялась на заднем дворе: один еще горделиво монументальный, второй, помельче, – обидчиво ссутулившийся вполоборота.)


Фото Людмилы Волковой

Третий активно возрождаемый «отчетный» дворец Михайловский (Инженерный) замок. Здесь комплексная реконструкция продиктована изначальным форматом – как замка с прилегающим пространством: аллеи, каналы, мосты. И нетипично для Петербурга объемной архитектурой. Здесь образец виртуозной работы - Георгиевский зал с облицовкой редкими сортами мрамора. А еще этот средневекового вида замок странно уживается со своей высокотехнологичной экспозицией. Открытый фонд скульптуры ХХ-ХХI веков - мультимедийная экспозиция, дополняемая новыми «штучками», вроде выдвижных полок, с максимумом самостоятельного получения информации и возможности обзора.

В Русском музее мечтают представить развитие русского искусства за тысячу лет. А пока приводят подшефное хозяйство в порядок, работают конкретными программами, запрашивая суммы финансирования под определенный проект, а не приспосабливая планы работ под наличность. С каким-то стоическим пониманием отмечают наполовину снизившееся в этом году финансирование (вместо 1,6 млрд рублей федеральный бюджет выделил только 750 млн) - будут сокращать издательскую и выставочную деятельность и активнее работать с попечителями. И продвигать новые рекламные проекты: на улицах и даже в московском метро, где запустят передвижной состав с изображением акварелей из собрания музея.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1323
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
665
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3540
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2768

Другие новости