0
988
Газета Культура Интернет-версия

19.07.2009 00:00:00

Как Лазарь в Нью-Йорке

Тэги: музыка, рок


Интерьеры клуба, пусть и пафосного, - конечно, не для Ника Кейва. В клубе все должны заниматься своим делом: посетители – общаться, администрация – наблюдать за тем, чтобы клиенты удовлетворились, музыканты – играть. Главный сюрприз выступления Ника Кейва и группы «The Bad Seeds» заключается в том, что и в такой обстановке они смотрелись естественно. И сам мистер Кейв, австралиец по факту рождения, отпустивший босяцкие усы и демонстрирующий несколько потускнелую харизму, и усеченный состав группы, сохранивший, впрочем, скрипача Уоррена Эллиса, который наиболее патетические моменты исполняет спиной к зрителям.

Ищущие легких путей критики предполагают, что творчество Ника Кейва укладывается в христианскую традицию. Ветхий Завет - это экзальтация ранних альбомов вместе с творчеством его группы 80-х «The Birthday Party» (о единственном альбоме группы «Boys Next Doors» 1979 года в смущении умалчивается). Завет Новый, душераздирающая лирика 90-х, разрешающаяся искуплением «No More Shall We Part» - альбомом 2001 года. И получается, что позднейшее творчество Кейва – пакибытие в ожидании некого страшного суда. Меж тем еще в 1988 году было сказано: «Земля – это схема Ада!» Но: «Крысы в Раю! Крысы в Раю! Я сваливаю!» - «Бунт на небесах» в переводе Ильи Кормильцева из первой части двухтомника «Король Чернило». Ник Кейв никогда не творил отдельные песни, у него получаются только циклы, повязанные концепцией. Но он всегда предельно разнообразен в рамках единого замысла. И если раньше концепции были вроде «блюза на живодерне», то теперь он сочиняет свои песни в офисе, как клерк. Ни та, ни другая позиция не является ни бунтом, ни отчаянным поиском, ни актом покорности.

В Москве Ник Кейв отыграл вещи с очередного релиза «Dig, Lazarus, Dig!!!» 2008 года. «Я хотел сделать рок-альбом, акустический, но не хрупкий, вот как я задумал» - говорит Ник Кейв. Получилось. Тексты песен противоречат «концепции священного писания». Лазарь, воскресший в Нью-Йорке, это, конечно, не «Murder Ballades», но брутальности от этого не меньше. «Представьте себя на месте Лазаря ≈ как бы вы себя чувствовали, воскреснув в пещере в полуразложившемся виде? К тому же неизвестно, что с ним стало потом и непонятно даже, был ли он рад воскрешению. Герои этого альбома пребывают в гипнотическом сне или в состоянии апатии, в коме, или просто не могут нормально существовать, а кто-то даже мертв». Но все это не противоречит истерично-императивной «Lie Down Here (& Be My Girl)». А «More News from Nowhere», завершающая альбом длинная, полная торопливого бормотания, мрачная и безысходная баллада продолжает кейвовскую традицию финалов - вспомним пластинки «Abattoir blues» или «Nocturama». Намеки на «Where The Wild Roses Grow», в которой Кайли Миноуг привычно и с изяществом заменял берлинский экспериментатор Бликса Баргельд, проверенные, актуальные безотносительно к формату площадки «Lucy», «Henry Lee», «Into My Arms» решили дело. И в возрасте за пятьдесят Ник Кейв любую площадку формирует под себя. Иронично-серьезная манера держаться на сцене, прерываемая вдруг выплесками меланхоличной страсти рокера 80-х удостоверили: он все так же безнадежно жизнелюбив по эту, нашу сторону заветов. О чем свидетельствует и то, что музыкант не уклоняется от участия в «побочных» проектах, таких, как сценарий черного вестерна «Предложение» и несколько саундтреков. Его тяга к диверсификации творчества со времен выхода романа «И узре ослица Ангела Божия» не угасла.

Выступления в Москве и Санкт-Петербурге являются частью турне по фестивалям Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Швейцарии, Бельгии, Великобритании и Ирландии. Клубная вечеринка в Москве в этой программе интересна тем, какое внимание на нее обратили российские эмигранты в Австралию, оказавшиеся на каникулах (в Австралии сейчас зима) в России. Ник Кейв провоцирует довольно изощренные культурные связи, он близок очень многим по разные стороны океанов. Как, по-видимому, и Россия не совсем чужда исполнителю - недаром отец, преподаватель-словесник, зачитывал юному Николасу Эдварду Кейву избранные места из Достоевского и Набокова. В 1998-м Кейв отыграл два энергичных концерта на «Горбушке», непринужденно попивая чай с «доски» клавишника. А в 2004-м в Театре оперетты устроил удивительно уютный, домашний концерт, который был приурочен к выходу российского издания его совершенно брутальной книги «Король Чернило».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
349
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
261
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2019
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1549

Другие новости