0
823
Газета Культура Интернет-версия

15.10.2009 00:00:00

Пионерская зорька

Тэги: прокат, кино, премьера


Морозная зима 1942 года. Белобрысая девочка Надя, работавшая в цирке с родителями, а потом попавшая в интернат для пионеров-бойцов, остается одна. Все ее товарищи гибнут, сама девочка контужена и в бессознательном состоянии кое-как добирается до Кремля. Там уже знают, что Третий Рейх хочет воскресить тевтонскую армию, разбитую Александром Невским в ледовом побоище, и готовят Надю к переброске на тот свет, чтобы она воскресила спецподразделение пионеров и вместе они бы на голову разбили тевтонцев.

Да, все верно, этот сюжет восстанавливает в памяти курехинских "Двух капитанов-2". Можно вспомнить еще "Мифогенную любовь каст" Пепперштейна-Онуфриева и романы Масодова. И они, и "Первый отряд" работают с одним материалом - советским мифом, массовым бессознательным. И нельзя сказать, что цель тут - разоблачение черной магии "проклятых семидесяти лет коммунизма". Все гораздо глубже и серьезнее: в башке каждого из нас советский миф сидит, выгнать его невозможно. К нему апеллируют стеллажи с исторической литературой в любом книжном магазине, его теребит вечерний эфир каналов с бесконечными документальными фильмами со "скандалами-интригами-расследованиями" самой, что называется, широкой тематики - от "Ленину дали денег на революцию немцы" до "Цоя убили прибалтийские националисты". И, обращаясь к этим мифам, режиссеры в первую очередь апеллируют к общественному бессознательному и социальным комплексам.

В этом плане "Первый отряд" - это двойной удар. Во-первых, с общественным бессознательным было принято до сих пор работать только доводя его до полного абсурда (см. те же "Два капитана-2"). То есть, по сути, на выходе получалась комедия, радостная джига на костях имперского сознания, которое терпит крах. "Первый отряд" же сделан куда тоньше. В смысле сюжета он, может, и действительно представляет из себя абсурдную кашу советских мифов о Великой Отечественной (трансформирующуюся этим сознанием в Великую Оккультную): но более грамотно подобранной каши нельзя придумать. Здесь не поверхностные мифы, а вполне скрытые, несколько даже эстетские: и про оккультные эксперименты Германии, и про некоторую реабилитацию православия во время войны (в аниме фигурирует монах-отшельник). Есть даже вовсе маньеристская аллюзия к эйзенштейновскому "Александру Невскому", снятому по заказу Сталина в ряду патриотических лент о героях прошлого и направленному как раз на создание мифа.

Во-вторых, "Первый отряд" - аниме, как ни крути, достаточно необычное. И дело тут не в сюжете - тонкая кровавая прорисовка все под себя подомнет: от "Колобка" до "Капитала". Пожалуй, единственное неанимешное в "Первом отряде" - псевдодкументальные перебивки, в которых якобы эксперты по военной истории и участники войны пытаются оценивать события - мог ли такой специальный отряд существовать, вступал ли третий рейх в сговор с потусторонним миром и проводились ли в СССР эксперименты по переброске на тот свет своих разведчиков. Собственно, эти перебивки основную смысловую нагрузку в фильме и несут. Выталкивают фильм из дискурса аниме и помещают именно в дискурс скорее mocumentary. И отсюда уже - то самое внимание к мифу и бессознательному.

Но и тут есть свои тонкости: сама по себе идея мультипликационной "МЛК" весьма очевидна - каждому знакомому с русским концептуализмом она может прийти в голову и приходит. Упирается же все в профессионализм. И если бы "Первый отряд" был создан просто купившими в "Фаланстере" пару умных книжек и прогулявшимися до "Винзавода" студентами - это была бы среднесмешная шутка, оммаж тем, кто рефлексировал насчет советского прошлого. Но создатели "Отряда" - Михаил Шприц и Алексей Климов - люди профессиональные. Они, по большому счету, своей головой, а не пепперштейновской или масодовской до этой рефлексии дошли. Они не воспроизводят ее в миллионный раз, а непосредственно рефлексируют. Они понимают, что такое комиксы, профессионалы, опять же, в этой сфере. Они привлекли в качестве режиссера мастера аниме Йошихару Асино, который был аниматором на "Покемонах" и "Мулане" - то есть с техникой у него все в порядке. И никакая "Первый отряд" не забава. Это методичное, техничное и очень мастерски производимое привитие аниме на русскую почву. Техника китайская, содержание - сермяжное, родное, выстраданное. Как показывает практика, это - залог успеха.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1037
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2885
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1622
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1988

Другие новости