0
1409
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2011 00:00:00

Как фотография зуб растила

Тэги: фотография, выставка


Когда стало понятно, что заявленной в программе фестиваля «Мода и стиль в фотографии» выставки «Дендизм» не будет, ретроспективу Тацио Секкьяроли начали ждать особо трепетно. Ведь вслед за именем значится – «Первый папарацци».

Впрочем, претендовать на звание бомбы этот показ, конечно, не мог. Во-первых, в 2003-м – тоже в рамках «Моды и стиля» – Московский дом фотографии (теперь он же – Мультимедиа Арт Музей) уже показывал «Избранное» Секкьяроли. Во-вторых, в конце того же года МДФ устроил «Вспышку искусства», представив римских фотографов действия с 1953 по 1973 год. Показ про папарацци, понятное дело, без Секкьяроли обойтись не мог. Интерес к сегодняшней выставке подогревало то, что архив этого фотографа с недавних пор обретается в России – его обладателем числится фонд художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект». Как тут не вспомнить старого знакомого Тацио, хоть и показанного неоднократно.

Поначалу биографическая картинка не отличалась разнообразием. В 1944-м Секкьяроли, выходец с окраины Рима, пополнил ряды шнырявших по нищим улицам голодных фотографов. В 1951 году пришел в агентство Адольфо Порри Пасторела и, набравшись у него, одного из пионеров итальянской street photography, опыта, через четыре года вместе с Серджио Спинелли открыл собственное – «Рома Пресс Фото».

Слава Секкьяроли – удачно легшие карты. В охоте за горяченьким он не был пионером. Да и снимки его по нынешним меркам невинны – еще нет отточенного до бесстыдства мастерства и зубастых откровений. Больше, чем вышагивающую из воды Софи Лорен, картинно прикрывающую руками topless, не покажут. Секкьяроли и папарацци-то был не всю дорогу. Папарацци ведь живет на перекрестке street и fashion photography. Секкьяроли оставаться на пересечении не захотел, а поменял одно на другое – дошел до пересечения и свернул на новую улицу. Сбивавшую и сбивавшуюся с ног беготню за нужным снимком, за «решающим моментом», как сказал бы Картье-Брессон, после 1960 года променял на студийную работу. Тогда вышла «Сладкая жизнь». Работа с Феллини была в разгаре. Вскоре Секкьяроли станет штатным фотографом Софи Лорен. В 1983-м оставил фотографию – в истории остался папарацци, прототипом Папараццо из феллиниевской «Сладкой жизни».

Секкьяроли – бонвиван в белых штанах. Его снимки – точная, как выстрел (щелчок затвора), композиция. Феллини застыл в прыжке с хлыстом, давая мастер-класс Мастроянни для «8 1/2». Режиссер примостился на коленях необъятной Сарагины. Ангельский, но эротичный профиль Клаудии Кардинале – и крошечная Анук Эме у подножия гигантской лестницы в фильме «Свидание». Глазунов что-то вещает ужасно вдохновенно и необыкновенно выспренне Джульетте Мазине возле картины «Русский Икар», причем глаза Мазины округлились, как у Икара.

Гонясь за скандалом, Секкьяроли не только его догонял – скандал пускался в погоню за своим ловцом. В 1958-м его отправили снимать чудо в Терни – местным жителям якобы явилась Дева Мария. Ни малейших следов чуда, как и следовало ожидать, не найти – зато снимки расставленных Секкьяроли местных жителей с карикатурным пиететом на лицах вызвали немедленные нарекания Церкви. Этот эпизод примет на вооружение в «Сладкой жизни» Феллини. А прототипом дольчевитовской сцены стриптиза стал снятый Секкьяроли стриптиз актрисы Айше Нана. Разъяренный Вальтер Кьяри гонится за назойливым папарацци – Секкьяроли сейчас не поздоровится, нарастающий градус фиксирует Элио Сорчи┘ Только сильнее всего бьет хроника жизни Италии 1950-х. Едва сводящие концы с концами римляне, дети-оборванцы. Потасовки между итальянскими фашистами и коммунистами через несколько дней после смерти Сталина. Ярче самых удачных портретов из сладкой киножизни.

Эффект от выставки получился неполным. Дело не только в том, что она не блеснула новизной. То, что должно было стать ее коньком – прославившее Секкьяроли сотрудничество с Феллини, искрометной остроты кадры со съемочных площадок, – прозвучали шепотом, скучновато. Виной тому не материал. Просто по соседству в музее открыта выставка Феллини, где вдоволь и «Сладкой жизни», и «8 1/2», есть там и Секкьяроли. В итог приходится записать не стереоэффект, а эффект дежавю. Глаз замылился. Стратегия подкачала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
1358
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
1052
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
1078
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
1231

Другие новости