0
2278
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2012 00:00:00

Четверть века в балете, четверть века – с Петрушкой


На выходные в Театральном музее имени Бахрушина отметили 80-летие руководителя театра «Петрушка» Андрея Шавеля. Петрушкой – настоящим, традиционным героем русского ярмарочного театра – сегодня занимаются единицы, в отличие, скажем, от не менее традиционных вертепов, - техника сложная, успех – призрачный, так что музей был выбран для торжеств очевидно не случайно.

В день своего 80-летия Андрей Шавель, который четверть века прослужил балету и столько же кукольному театру «Петрушка», пожелал говорить только о творчестве.

Под звуки шарманки из-за ширмы появляется всенародно любимый персонаж русских народных кукольных представлений - Петрушка, который говорит голосом Шавеля. А затем на сцене появляется и сам Шавель, держащий в руке Петрушку, на которого за четверть века увлечения народным театром он сам стал так похож.

Стоя на крохотной сцене лектория Бахрушинского музея, Шавель рассказал пришедшим сюда друзьям, коллегам и немногим более или менее случайным посетителям о том, с чего начался его длинный карьерный путь, какие обстоятельства предопределили дальнейшую судьбу. Он отказывался присесть на предусмотрительно приготовленный стул, предпочитая рассказывать о захватывающих фактах своей биографии, неторопливо расхаживая по сцене.

Первое его знакомство с театром произошло в 1941 году. Девятилетним мальчиком он попадает на премьеру балета «Штраусиана», состоявшуюся в полдень 26 октября 1941 год в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Качество того спектакля, поставленного Бурмейстером, Марковым и Андриановым, уже много десятилетий подогревает восторг воспоминаний из его далекого военного детства: «Глядя балет, забыть про войну! - а он и подумать не мог, что что-то может помочь ему хоть на время не думать о ней, - так и живет в памяти моей девятилетний свидетель не меркнущего во времени театрального чуда вместе с моей неувядающей благодарностью к тем скромнейшим мастерам балета Московского музыкального театра... Это мои учителя».

Следующим шагом на пути к мечте стало его решение посещать хореографический кружок в школе. В 1952 году он оканчивает Московское хореографическое училище при ГАБТ СССР. В том же году его принимают в балетную труппу Московского музыкального театра им. Народных артистов СССР Станиславского и Немировича-Данченко. И с 1952 вплоть до выхода на пенсию в 1977 он танцует сольные партии в постановках Бурмейстера, Газиева, Лопухова, Чичинадзе и многих других. Но даже на пенсии он окончательно не порывает с балетом: год работает в Мособлфилармонии педагогом классического танца и репетитором балетных номеров, а в июне 1978 его приглашают в Тульский цирк принять участие в создании танцевально-акробатического аттракциона «Масленица», который играли потом на протяжении 27 лет.

В 1981 году он встретил свою будущую жену, кукольницу Валентину Смирнову, через год они поехали в Калининский театр кукол, где Шавель увидел куклу-марионетку «Карлсона, который живет на крыше». Осенью 1986 года с этой марионеткой Шавель и Смирнова сделали номер, с которым они дебютировали в Манеже. Номер имел успех, и уже в 1988 году, изучив традицию, после запретов и гонений, Шавель открывает первый в России театр «Петрушка», который принял участие в десятках международных фестивалей.

Были зачитаны поздравления с пожеланиями крепкого здоровья и новых творческих успехов от Министерства культуры, а также от сотрудников МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Антон Домашев, сын Валентины Решетниковой и Александра Домашева, в качестве представителя молодого поколения зачитал поздравление из «дома родного» и сам приготовил сюрприз - «видео-отчет о современном положении балета» - подборку неудачных падений артистов балета во время выступлений, сопровождая это остроумными комментариями. Видимо, сделано это было с целью развеселить гостей, но Шавель, зная о том, что Домашев давно собирал такую коллекцию, с грустью сказал, что дважды повредил мениск и дважды оказывался на операционном столе, поэтому никому бы не пожелал таких падений.

В конце вечера на сцену вышла Наталья Кострова, бывший директор Музея театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова. Это человек, который, по словам Шавеля, дала нужные наставления, когда идея «Петрушки» только зарождалась. Поэтому каждый раз стоя за ширмой, Шавель с благодарностью вспоминает ее. В своей речи она процитировала Образцова, который говорил, что не каждый может быть в театре кукол. «Если человек чокнутый, то значит он - наш!» И добавила, что Шавель как раз именно такой - увлеченный до самозабвения кукольник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Москве завершился VIII Фестиваль «Уроки режиссуры»

В Москве завершился VIII Фестиваль «Уроки режиссуры»

НГ-Культура

0
700
Тарифная война Трампа с Китаем может уполовинить резервы России в юанях

Тарифная война Трампа с Китаем может уполовинить резервы России в юанях

Ольга Соловьева

Плановая девальвация китайской валюты сократит Фонд национального благосостояния РФ

0
2401
Искусственный интеллект трансформирует в России всю систему госуправления

Искусственный интеллект трансформирует в России всю систему госуправления

Анастасия Башкатова

Технологии ИИ становятся вопросом не только конкурентоспобности, но и обороноспособности

0
1747
В Белоруссии ввели лицензирование вывоза картофеля сроком на три месяца

В Белоруссии ввели лицензирование вывоза картофеля сроком на три месяца

0
1288

Другие новости