0
1626
Газета Культура Печатная версия

31.07.2012 00:00:00

Оттаявшие звуки

Тэги: выставка, политехнический музей


выставка, политехнический музей Так дует ветер, и гром гремит...
Фото предоставлено организаторами выставки

До 16 сентября в Политехническом музее работает редкостная выставка, предмет экспонирования которой – шумы, аудиосреда. «РеКонструкция шума» представляет созданные заново звуковые аппараты русского актера и «шумовика» (сегодня назвали бы инженером-перкуссионистом) Владимира Попова (1889–1968). Перед каждым аппаратом (их тут около 100) – краткая характеристика и принцип работы. Все аппараты действуют, и «покрутить ручки» предлагается каждому. Сегодня, когда остро наметилась разница между развитием музейного дела в России и на Западе и водораздел между ними – интерактивность, выставка с настойчивым требованием «руками трогать» не может не стать событийной.

Владимир Попов был артистом Художественного театра, причем пришел он сюда еще юношей, влюбившись в мастерство актеров первых лет МХТ. Моментально сменил карьеру, как только появилась первая возможность – Первая студия МХТ (затем Попов перейдет во МХАТ-2, а в 1938-м во МХАТ), но очень скоро его удивительные музыкальные способности оказались востребованы – уже на постановке «Петербурга» по Андрею Белому (Аблеухова-старшего играл Михаил Чехов) стали нужны его аппараты.

Для озвучки спектаклей, радиопостановок и кинофильмов Владимир Попов изобрел в 1920–1950-е годы удивительные машины. Здесь имитация природных звуков, различных «форм» дождя и ветра, звуки военных сражений – от средневековых до современных, транспортные шумы – от нескольких вариантов цоканья копыт до передвижения роты, различные фабричные звуки. Причем Попов добивался не просто однообразного эффекта стука, скрипа, перетирания, а несинхронной, быть может, даже хаотичной, словно бы непреднамеренной музыки – при всей кажущейся «сделанности» этих звуков они отдают странностью, мистицизмом (уверен, заложенным мистическим театром Первой студии МХТ). От «крупных» звуковых эффектов (шум набегающей волны, далекий гул самолета) Попов двигается к детализации звука (урчание лягушки, металлический стрекот станков, скрежет перевода семафора). Самое изумительное на выставке – это партитуры Попова: прорисована система взаимодействия нескольких звуковых аппаратов с несколькими «шумовиками» по законам симфонизма; несколько аппаратов работает одновременно, создавая тотальное звукозаполнение. Аппараты Попова, как ни странно, обладают еще и своеобразной красотой: они искусно и эстетически сделаны. Ничего лишнего.

Выставка состоялась благодаря усилиям многих: музыканта-перкуссиониста Петра Айду и изготовителя механизмов Александра Назарова (постановочная часть «Школы драматического и искусства»), научного куратора выставки Константина Дудакова-Кашуро; архивные материалы предоставил музей МХТ. Прежде всего ее должен посетить всякий театральный человек – выставка многое объясняет в искусстве психологического реализма. Как он появился вместе с «сумеречниками» Серебряного века и «сверчками» раннего МХТ и как он угасал, когда сменилась художественная эпоха.

Ходишь по выставке и крутишь ручки, как ребенок. И думаешь о том, что это совершенство аудиосреды – атлантида, ушедшая под воду. Она достигла апогея вот хотя бы в этих руках инженера, изобретателя и имитатора шумов – и сгинула, так как современному театру почти не нужна. Оказалась на правах суфлерской будки или свечной люстры. С сегодняшней звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой легче записать естественный звук, разложить его на семплы. Да и эстетической потребности в столько детализированном натуралистическом аудиомире уже нет. Театр от такой формы натурализма ушел и вряд ли туда, в музыку сверчков и лягушек, вернется – он сегодня находит другие средства выражения. Было бы здорово эту выставку сделать постоянной – как, скажем, во многих музейных европейских театрах (Байройт или Дроттнингхольм) выставляются свои колченогие шумовые аппараты, вызывающие стабильный интерес. Выставка именно что демонстрирует величие и совершенство аудиомира, изобретенного гением звуковой инженерии, человеком, умевшим на эффекте звукоподобия выстроить свой имитационный нотный стан звуков.

Выставка «РеКонструкция шума» – типичный пример, когда некая субкультура достигает совершенства... и в тот же момент сходит с дистанции, становясь музейным экспонатом. По сути, мы здесь лицезреем и слышим атрибуты утопии, ее оттаявшие звуки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пентагон продолжает провоцировать Россию

Пентагон продолжает провоцировать Россию

Владимир Иванов

Черное море стало зоной особого внимания воздушной разведки Америки

0
422
Коалиция «За честные выборы» может объединить оппозиционеров

Коалиция «За честные выборы» может объединить оппозиционеров

Дарья Гармоненко

В оргкомитет совместных действий приглашены все партии, кроме «Единой России»

1
622
Несогласные пытаются оживить низовую политику

Несогласные пытаются оживить низовую политику

Дарья Гармоненко

Власть стала обращать внимание на оппозиционные муниципальные проекты

0
602
Конституционный суд признал право СКР на собственную экспертизу

Конституционный суд признал право СКР на собственную экспертизу

Екатерина Трифонова

Адвокаты не верят в объективность специалистов, связанных с правоохранителями

0
514

Другие новости

Загрузка...