0
4469
Газета Культура Интернет-версия

21.01.2016 00:01:00

Полная мысль и голый художник

Тэги: современное искусство, ммси, выставка, технологии


современное искусство, ммси, выставка, технологии Пиксели как строительный материал дигитального мира. Фото автора

Формально в соответствии с пресс-релизом эта сделанная кураторами, сотрудниками ММСИ Анной Арутюнян и Андреем Егоровым выставка – спецпроект, приуроченный к показу о пишущей машинке «200 ударов в минуту». На самом деле тут два абсолютно самостоятельных мероприятия, выстроенных по-разному и рассказывающих о разном. И даже общая вроде бы тема технологий все равно их скорее разъединяет. У выставки «Одно внутри другого» и подзаголовок характерный – «Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного Интернета».

Сколько воспроизведенных на холсте пикселей, сколько видео, интернет-проектов или интерактивных идолов ни показать, за всеми ними в итоге окажется художник, просто человек. Выставку кураторы придумали, отталкиваясь от слов канадского философа Маршалла Маклюэна о том, что «содержанием любого медиума всегда является другой медиум». И выстроили, с одной стороны, по принципу матрешки, а с другой стороны, решили сделать срез, рассматривая, как молодое поколение художников откликается на неоскудевающий приток новых технологий в жизнь. Ну и на арт-сцену соответственно.

Можно вообразить, что, будто откликаясь на модный формат киноальманаха, кураторы тоже решили объединить «под одной обложкой» несколько разных историй. К слову, некоторые работы созданы специально под показ и вместе с остальными произведениями выставки будут рекомендованы к приобретению в собрание ММСИ. С гаджетами и с реальностью выясняют отношения восемь проектов 2012–2015 годов производства, и хотя существуют они автономно по работе в зале и вход в каждый задернут шторами – везде, мол, свое кино, – маршрут показа предполагает диалог произведений.

Сначала Дмитрий Окружнов, Мария Шарова и Ростан Тавасиев показывают свои вариации компьютерной жизни, этакий фильтр жизни настоящей. По левую руку – комната с «Серией комбинаций» Окружнова–Шаровой, комната с огромными холстами, на которых акрилом прописаны «зависшие» виртуальные картинки, распадающиеся на пиксели. Теперь живопись воспроизводит дигитальный мир и информационную лавину, «осекшуюся на полуслове». Впрочем, в зале напротив есть альтернативная, тавасиевская версия жизни в Сети под вывеской «Все сложно». Вот что-то синее и мохнатое парит над обогревателем, вот из-под импровизированной ширмы торчат фиолетовые плюшевые ноги. У продвинутых героев имеются фейсбучные аккаунты с именами вроде Полная Мысль и Хидден Хиккимори, за ними и за их бурной жизнью в соцсети действительно можно наблюдать и с ними дружить. Они, как сейчас принято говорить, ненапряжные и веселые, имитируют людей, сводя к абсурду некоторые выливающиеся в Facebook человеческие переживания и незлобно напоминая о том, что любой персонаж, выходя в Сеть, вольно или невольно строит образ, отличный от настоящего. Человек и Интернет прорастают друг в друга причудливыми мутациями.

Дальше тут переходят вроде бы к более документальным вещам – непосредственно к фотографиям, конечно, имея при этом в виду, что светопись признана (псевдо) документальным слепком реальности. Машинная эра на выставке поворачивается разными своими сторонами – тут и полароидные фото, и заводы, и снятое на мобильный телефон видео. Идя в противоход истории, Кирилл Гаршин делает живописные реплики со старых полароидных карточек, дополнительно «смазывая» кистью некоторые стершиеся из памяти детали. Про обратную эволюцию высказалась и Евгения Мачнева, показав снимки с видами завода и выткав детали механизмов на шпалерах, то есть машинный труд снова превратив в ручной. Но это более привычные ходы, интереснее другое. Ян Тамкович для «Тотальной экспозиции», вспоминая концептуалистские слова «тотальная инсталляция» Ильи Кабакова и «экспозиционное поле» Андрея Монастырского и его же проект «Земляные работы», отправился с фотоаппаратом на стройплощадки и в итоге выстроил инсталляцию, где индустриальный пейзаж оказывается замкнутым в четырех стенах интерьером – и реальным, и мифологизированным одновременно.

Повседневность болезненно пульсирует в снятом на мобильный телефон Евгением Гранильщиковым видео «Похороны Курбе» (с ним выставка переходит от статичных к движущимся картинкам). С зацикленным звуковым объявлением «Thank you for your understanding» едет аэроэкспресс, молодые люди обсуждают жизнь на кухне и в кафе – вспоминают украинские события, Болотную площадь, но вспоминают и просто какой-то неназванный, неважный фильм. Жизнь идет или рушится, а где-то, возможно, зреет революция. «Фильм-коллаж» (так определен жанр видео) предварен проектом «Война»: газетные вырезки и заголовки тоже склеиваются в коллажи, «звучащие» словами угрозы.

«Одно внутри другого» – размышление о распадающейся на пиксели, слова и кадры действительности. Художники комментируют время гаджетов его же языком, пессимизм идет рядом с иронией, порой близкой к эйфории, а мир объединяется и разъединяется хэштегами (недаром «эпиграфами» к работам эпохи этого самого высокоскоростного Интернета кураторы берут порой весьма старинные изображения «по теме», продлевая ассоциативные цепочки). В конце концов манипулирование машинами и технологиями оставляет выбор между роботом или человеком. Пойдешь налево – увидишь интерактивного робота Mod.tot.em Дмитрия Морозова (::vtol::). Направо – найдешь «Книгу отзывов и предложений» Марии Агуреевой. На видео показано, как люди осматривают и высказывают замечания оставшейся в белье художнице, замершей аки статуя. Художник символически выходит к публике почти обнаженным – мысль давнишняя. Зато наблюдают не только зрители, художник за ними – тоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
926
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
486
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2886
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2281

Другие новости