0
3163
Газета Культура Печатная версия

14.05.2019 18:20:00

Сохранить современное искусство России помогут в Штатах

Новая стажировка в области contemporary art призвана укрепить связи между музеями двух стран

Тэги: современное искусство, цифровая эпоха, венецианская биеннале, музей, международная стипендия, сша, пушкинский музей


современное искусство, цифровая эпоха, венецианская биеннале, музей, международная стипендия, сша, пушкинский музей Оксана Орачева заявила, что новая стажировка может стать поворотной точкой в карьере многих специалистов. Фото Francesca Bottazzin © Solomon R. Guggenheim Foundation 2019

В дни превью 58-й Венецианской биеннале в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла дискуссия «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху». Ее модерировала замдиректора по вопросам хранения и реставрации Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке Лена Стрингари. Тогда же было объявлено об учреждении международной стипендии в сфере сохранения современного искусства.

Стипендия создана в сотрудничестве с Благотворительным фондом Владимира Потанина для русскоговорящих специалистов, рассчитана на 12–18 месяцев и стартует в январе 2020-го. Стипендиат не только поработает с коллекцией нью-йоркского Музея Гуггенхайма, но и будет участвовать в подготовке разных экспозиций. Первым художником, с наследием которого посчастливится взаимодействовать выигравшему стипендию, как ожидается, станет Василий Кандинский – Музей Гуггенхайма как раз готовит его передвижную выставку. Заявки на стипендию принимаются до 15 июня 2019 года на сайте музея. Финансироваться она будет из средств Потанина, который с 2002 года входит в попечительский совет Фонда Гуггенхайма.

Идея программы возникла после разговора директора Музея Гуггенхайма Ричарда Армстронга и Владимира Потанина о развитии музея. Для одной из главных в мире институций современного искусства сохранение такого искусства – среди приоритетных направлений деятельности. Потом Армстронг выступал в Москве на форуме «Эндаументы-2018». В итоге появилась стажировка.

Как известно, российские и американские музеи уже много лет не могут проводить выставочные обмены по причинам отнюдь не культурным, а политическим – из-за споров о библиотеке Шнеерсона. Музейные сотрудники время от времени высказывают надежды на решение этой проблемы, но пока его нет, остались человеческие связи. Собственно, «создание и поддержание связей между людьми – миссия фонда», – сказала на венецианской дискуссии гендиректор Фонда Потанина Оксана Орачева.

Есть разные примеры этих связей между музеями двух стран. К примеру, если на выставку Куинджи в Третьяковке нельзя привезти картину пейзажиста из Метрополитен-музея, то нью-йоркские коллеги предоставили ее репродукцию для каталога московской выставки (к слову, в начале 1990-х стажировку в нью-йоркском Музее Гуггенхайма проходила и нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова, не раз говорившая о важности этого опыта).

Пушкинский музей, формирующий коллекцию медиаискусства в рамках программы «Пушкинский XXI», планировал объединить усилия и с музеем искусств округа Лос-Анджелес LACMA. Как прокомментировала «НГ» завотделом кино и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Шишко, «соответствующее соглашение в процессе разработки». Прежде Шишко рассказывала «НГ» о проблеме сохранения и правильного экспонирования contemporary art – и тоже вспоминала свое сотрудничество в том числе и с Музеем Гуггенхайма. Как учредитель МедиаАртЛаба Шишко готовила конференцию по сохранению медиаискусства еще в 2000 году, тогда же знаковая конференция, на которой, в частности, обсуждалось хранение перформансов и аудиоинсталляций, прошла в Музее Гуггенхайма. А в связи с созданием коллекции медиаискусства в Пушкинском музее разработали «Регламент приема в постоянное пользование, хранения, учета и описания музейных предметов, относящихся к коллекции кино-, медиа- и цифрового искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина». На музейном сайте, где выложен документ, сообщается, что он – первый такого рода в российских музеях и что он «будет действовать в музее до момента ввода нормативно-правовых документов Минкультуры».

Вопросы сохранения современной культуры на музейном уровне так или иначе входят в дискуссионное поле и в России. Просто вопросов этих пока больше, чем ответов. В венецианской дискуссии, организованной совместно с Фондом Потанина, участвовали ведущий научный сотрудник Лаборатории национального культурного наследия при управлении по вопросам охраны культурного наследия Нидерландов Исбранд Хуммелен, завотделом современного искусства Эрмитажа и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков и директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и худрук Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова.

Модератор дискусси Лена Стрингари напомнила о сложностях, появившихся в связи с применением новых материалов в искусстве XX–XXI веков. К примеру, авангардист Ласло Мохой-Надь использовал плексиглас, минималист Дэн Флавин – флуоресцентные лампы, а тайваньская художница Шу Ли Чанг работает с цифровым искусством («Интерактивный сетевой код (HTML, Java, Javascript, сервер базы данных)», – так указана техника одной из ее работ на сайте Музея Гуггенхайма. – «НГ»). Хуммелен говорил, что цифровая эра нуждается в разработке новых и научных, и этических подходов к искусству и его хранению, сравнив нынешнюю технологическую революцию с переворотом, произведенным изобретением книгопечатания Гутенбергом. Переставляя акцент на российские реалии, Озерков и Прудникова начали с проблемы самого статуса современного искусства в стране. Его не понимают и не уважают, так что уже само объяснение contemporary art превращается в миссию. Кроме того, по словам Дмитрия Озеркова, нуждается в корректировке само определение произведения искусства для разного рода государственных инструкций – это должно быть не исключительно нечто материальное, но и, к примеру, работа digital-формата. 

Венеция-Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
793
Машина израильской демократии перестает работать

Машина израильской демократии перестает работать

Геннадий Петров

Принцип "коней на переправе не меняют" оказался важнее работы над ошибками

0
741
Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков. Си изложил в беседе с Шольцем четыре принципа для недопущения выхода кризиса в Украине из-под контроля

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 22.04.24

0
1096
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1834

Другие новости