0
4172
Газета Культура Печатная версия

20.08.2019 17:23:00

На OPEN LOOK раздавали силиконовые сердца

XXI Международный фестиваль современного танца оказался самым технологичным в истории

Тэги: танцы, фестиваль, open look


open-t.jpg
Танцовщица Юи Кавагучи установила
сердечную связь со зрителями.
Фото Casanova Sorolla/Open Look
В Петербурге завершился XXI Международный фестиваль современного танца. В его афишу были включены спектакли танцевальных трупп из Германии, Японии, Швейцарии, Финляндии, Израиля. Россию представляли работы резидентов устроителя фестиваля Дома танца «Каннон Данс» Ксении Михеевой и Валерии Каспаровой. Центральным проектом стала программа Focus Korea. Выступления трех абсолютно разных корейских компаний современного танца – СИГА, Арт-проект БОРА и Modern Table – с честью продемонстрировали, чего могут добиться в непростом деле вчерашние новички.

Нынешний OPEN LOOK стал самым технологичным в истории. Обволакивающее 3D, созданные к фестивалю VR-инсталляции, светодизайн, мультимедийные чудеса, а в финале – «планетарные танцы» от французского художника Пьера Жинера с уникальной проекцией на купол питерского Планетария.

Но из каких бы дальних или близких краев ни съехались участники фестиваля, какая бы разноголосица языков contemporary (современный танец. – «НГ») ни звучала на Новой сцене Александринского театра или в пространстве «Севкабель Порт», какие бы спецэффекты ни поражали воображение зрителя, очевидно было одно общее стремление или, точнее, не всегда даже отрефлексированная потребность – поговорить или вместе подумать о важном. Важном всегда, но особенно важном – сегодня. Всюду – от Хельсинки до Ирана, от Токио до Соуэто, от Тель-Авива или Сеула до Женевы, Парижа или Кейптауна.

Многие из этих точек на карте соединил своей танц-прогулкой в жанре «документальной хореографии» танцовщик и перформер Фуфуа д’Имобилите. Швейцарская компания «Неопост Фуфуа» показала в рамках фестиваля работу «Dancewalk – Ретроперспектива», отчет о четырехстах километрах, протанцованных Фуфуа д’Имобилите по всему миру начиная с 2015 года. В первые минуты витиевато приплясывающий по дорогам мира человек вызывает едва ли не раздражение – то ли фигляр скуки ради, то ли с жиру бесится. Но очень скоро он втягивает в свою орбиту, и начинаешь думать, как было бы здорово, вот так, пританцовывая вне всяких правил, весело добираться до работы. Освобождаться в движении от негатива. Танц-прогулка ничего не эстетизирует, никого не дискриминирует. Чувствуешь свободу в повседневном, рождаемом внутренним, сиюминутным импульсом творчестве. Думаешь о никого не задевающем радостном праве на субъективность, на инаковость, на новые ощущения. О природных силах и человеческой жажде перемен. Об удовольствии двигаться вперед. Постепенно герой собирает вокруг себя людей, организует их, его танц-демарш превращается в манифест, а значит – чуть-чуть теряет в свободе. Но ведь в Иране или в Боснии это оправданно… Там ведь что-то неправильное творится. И вот уже прогулка становится демонстрацией. Мы же знаем, как лучше. Как надо. Железной рукой (или танцующей ногой) загоним человечество к счастью. Нет, ничего такого веселый, тренированный, симпатичный, очень выносливый и свободолюбивый человек Фуфуа д’Имобилите, конечно, и в мыслях не держал. Но ведь мы свободны думать, что думается.

Мысли о человеческом частном и общечеловеческом рождает по-скандинавски крупно рубленый, мощный и трогательный дуэт «Дыхание». Диалог ведут всемирно знаменитые финны – танцовщик-хореограф Теро Сааринен и аккордеонист Киммо Похьонен. Двое немолодых мужчин в сочиненном для них и только в их исполнении возможном танце проходят путь от тупого тестостеронового бодания к тончайшим эмоциональным нюансам. Страстно и одновременно невозмутимо, с юмором, с совершенно особой телесной и душевной виртуозностью.

Потребность в диалоге вызвала к жизни и 3D-проект танцовщицы Юи Кавагучи и визуального художника Ёсимаса Исибаси. Название «МатчАтриа» состоит из двух частей: матча – чай, атриум – предсердие. Чайная церемония превращается в «сердечную церемонию», когда каждому из 30 зрителей танцовщица вручает по силиконовому сердцу натуральной величины. Все они связаны со специально разработанным прибором, который фиксирует сердцебиение Юи и через динамик транслирует его в режиме реального времени – зрители физически связаны с танцовщицей. Несколько формально, но посыл вполне ясен.

Одна из заслуг, а то и функций современного танца, расцветшего во всем разнообразии красок из танца, называемого когда-то (в противовес классическому балету) свободным, заключается в расширении интеллектуального, чувственного и эмоционального диапазона, в раскрепощении восприятия и развитии способности понять и принять многое, разное. В рассеивании призрачных противоречий. А еще – в культивировании навыка ставить себя на место перформера, сочувствовать, соощущать с ним физически и через это – сопереживать.

Без такого навыка нет, пожалуй, смысла смотреть постановку израильского хореографа Майкла Гетмана «Am I» («Это я»), созданную специально для танцовщицы Талии Паз. Пройдя долгую жизнь в танце, поработав с Охадом Нахарином и Матсом Эком, поучаствовав в спектаклях Иржи Килиана, Каролин Карлсон, Ицика Галили и других лидеров современной хореографии, она захотела рассказать о том, что пережила и что кипит в ней сегодня. Эта пластика рождена не привнесенным извне «художественным замыслом» хореографа, а внутренним состоянием героини здесь и сейчас. Того, кто через соощущение движения сумеет поймать схожее состояние, пройти с ней через все перипетии, достичь психофизического выплеска, ожидает такой редкий сегодня в театре катарсис. Драма частной жизни конкретной немолодой женщины перестанет быть «чьей-то», чужой историей. И что замечательно – никакого ложного пафоса. 

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

В Санкт-Петербурге на несколько дней все закольцевалось вокруг "Архитектона"

Анастасия Башкатова

Зиккурат с елями, Кронос, крутящий колесо времени, и башня-сауна, напомнившая монолит из "Космической одиссеи"

0
2461
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
5807
Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Владимир Дудин

0
3151
Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Елена Черемных

0
3435

Другие новости