0
3262
Газета Культура Интернет-версия

16.12.2019 08:41:00

Но "пять пудов любви" не затемнены

О премьере театра «Бенефис»


Фото с сайта benefistheatre.com

Премьерный спектакль «Мне снился сон» в Московском театре «Бенефис» позволяет предположить, что театр вступил в новую фазу своего развития. Идея и постановка спектакля принадлежит художественному руководителю театра Анне Неровной. Она обратилась к ныне популярному жанру адаптации, соединив рассказ «Дама с собачкой» с пьесой «Чайка». Оба произведения сокращены. Появляется как персонаж Чехов, сочиняющий или комментирующий некоторые события фрагментами «Записных книжек» и писем.

«Чайка» (1896) была написана задолго до того, как вышла книга Юрия Тынянова «Архаисты и новаторы» (1929). В «Чайке» Чехов раскрыл конфликт между архаистами и новаторами – Тригориным и Треплевым. Их противостояние – философский центр спектакля. Но «пять пудов любви», о которых Чехов писал в письме к Суворину, в спектакле не затемнены. В спектакле они высвечиваются через творчество и творцов. Нина увлекается юным писателем Треплевым. Появившийся в усадьбе Тригорин, чьи книги приводят ее в восторг, отодвигает от нее Треплева. Через любовь раскрывается непримиримость старой и новой эстетики. Эта тема задается с самого начала. Ялта, на фоне моря Чехов (Данила Дробиков) сочиняет новый рассказ, у которого еще нет названия. К нему подсаживается некто, с кем Чехов вступает в диалог. Это герой его нового рассказа Гуров. «Дама с собачкой», время от времени прерывающая сюжет «Чайки», в финале воспринимается, как рассказ, который мог бы написать Треплев, если бы выбрал жизнь, а не смерть. Спектакль, длящийся два с половиной часа без антракта, смотрится с неослабевающим напряжением. Интерес вызывает и то, что в нем занята молодежь. Исключение – опытный актер Владимир Свешников (Сорин), отлично вписавшийся в молодежный ансамбль. Нельзя не отметить ироничного Дорна, молодого актера Юрия Бабанова в возрастной роли.

В центре спектакля - коллизия Тригорина (Альберт Кобровский) и Треплева (Сергей Саркиц). Тригорин, персонаж и исполняющий его актер, ненамного старше Треплева, персонажа и актера, что придает остротуих отношениям. Если обратиться к идее Тынянова о новаторах и архаистах, то критик в числе одного из примеров противопоставляет ровесников,Пушкина и Кюхельбекера. Тригорина и Треплева в спектакле разъединяет не принадлежность к разным поколениям, но эстетические взгляды.

Анна Неровная слила две важнейшие темы Чехова – любовь и творчество, усложнив задачу молодым актерам. Диалоги Тригорина и Треплева - поединок эстетических идей. Треплев - герой с неустоявшейся психикой, что характерно для нового времени. Тригорин – не консерватор, он продолжатель классических традиций, что с одной стороны, отражает споры «серебряного века», с другой, - наводят на мысль о нашей эпохе при всем различии этих битв.

В противостоянии Аркадиной (Инна Королева) и Нины Заречной (Екатерины Фрисс) читается не только извечно женское,борьба за Тригорина, но проскальзывает и творческое. Нине не дали доиграть пьесу Треплева. Екатерина Фрисс дает почувствовать в Нине волевое начало, заставляющее ее начать новую жизнь. В финале она не повержена. Елецкие купцы с их любезностями не помешают ей работать. Эта нота отчетливо звучит в финальном диалоге с Треплевым. У Нины на первом плане призвание, у Треплева – любовь, с которой он не в силах справиться.

В «Даме с собачкой» любовь торжествует над мещанским бытом;отношения Анны Сергеевны (Ирина Смирнова) и Гурова (Александр Щекин) перестают быть адюльтером.

Скупая сценография Дмитрия Дробышева воспринимается как метафора. Он дает образ Ялты как моря. Чехов с восторгом цитировал гимназическое сочинение: «Море было большое». Это «большое море» жизни.

Удачно решены Вадимом Андреевым костюмы – они условны, намекая на японские или китайские и одновременно на прозодежду театра эпохи конструктивизма.

Музыкальное оформление спектакля, основанное на фольклоре, при всех его достоинствах спорно. Спектакль сложный в интеллектуальном отношении. В финале хочется подумать, мысленно остаться наедине с тем, что было пережито. Неожиданно является хор, не давая отзвучать последней ноте.

И все же замечательно, что темперамент режиссерской мысли Анны Неровной вылился в глубокий чеховский спектакль.

Москва-Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
792
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
925
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
458
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
315

Другие новости